0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льготный отпуск лекарственных препаратов

Отпуск льготных лекарственных средств в аптеке

Отпуск лекарственных средств по бесплатным рецептам или рецептам со скидкой и обычный отпуск лекарств отражаются в бухгалтерском и налоговом учете аптеки по-разному. Дело в том, что часть расходов на реализацию при продаже льготных лекарств возмещается территориальным органом обязательного медицинского страхования.

В данной статье мы попробуем разобраться в особенностях учета и документооборота аптек, которые занимаются отпуском лекарств по льготным рецептам.

Порядок предоставления лекарств по льготным рецептам

Льготные лекарства или лекарства со скидкой должны выдаваться только по рецепту, оформленному в соответствующей форме на специальном бланке. При этом процесс выписки фиксируется в медицинской карте с указанием номера рецепта. Работники аптеки должны проверять каждый льготный рецепт – просроченные или выписанные с нарушением правил рецепты являются недействительными, а стоимость лекарственных средств по ним не возвращается аптеке.

Срок действия льготного рецепта – 1 месяц, исключение составляют рецепты на наркотические лекарственные средства и психотропные вещества списка II (5 дней), на содержащие психотропные вещества списка III, сильнодействующие, ядовитые вещества, лекарственные средства: апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гоматропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидройодид, анаболические – 10 дней.

Как поступить в ситуации, когда нужного препарата нет в наличии? При выписывании льготных рецептов обязательно указывается номер телефона, по которому сотрудник аптеки может согласовать с лечащим врачом или клинико-экспертной комиссией синонимическую замену лекарственного препарата, стоимость которого более чем на 30% превышает стоимость выписанного лекарственного препарата в случае его отсутствия в аптеке. Если разница в цене составляет менее 30%, сотрудник аптечного учреждения может выдать аналогичный товар без согласования с врачом.

Отпускать наркотические и психотропные вещества можно только в составе изготовленного лекарственного средства согласно прикреплению к аптечной организации к амбулаторно-поликлинического учреждения, делать это могут аптеки с соответствующей лицензией. Отпускать данные лекарственные средства по рецептам ветеринарного врача категорически запрещается.

Если рецепт длительного действия, после выдачи лекарства он подлежит возврату покупателю, при этом на оборотной части указывается дата и количество выданного препарата. Если срок действия истек, рецепт остается в аптеке и гасится штампом «Рецепт недействителен».

Бывает так, что покупатель просит выдать ему по рецепту длительного действия препарат в увеличенном количестве, мотивируя это тем, что он по определенным причинам не может посетить аптеку в следующий раз. В данном случае разрешена выдача лекарственного средства единовременно в количестве, необходимом для лечения в течение двух месяцев. Такое правило не распространяется на наркотические и психотропные вещества.

Льготные рецепты хранятся в аптеке в деревянных шкафах, расположенных в запирающихся помещениях. Рецепты на этиловый спирт и на ЛС по форме N 148-1/у-88 хранят в металлических шкафах или сейфах. Срок хранения льготных рецептов составляет 5 лет, после чего они уничтожаются специальной комиссией с составлением акта.

Обязательный отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется в соответствии с минимальным ассортиментом лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утверждаемым для аптечных учреждений/организаций органом управления здравоохранением и фармацевтическими организациями субъекта Российской Федерации.

Отражение отпуска льготных лекарственных средств в бухгалтерском учете

Льготные лекарственные средства могут поступать в аптеку двумя путями: покупка за собственные средства и последующее возмещение их уполномоченной организацией либо по договору поручения с фармкомпанией. От способа поступления ЛС зависит их отражение в бухучете аптеки.

Покупка льготных лекарств за средства аптеки

Так как за лекарства платит аптека, они являются ее собственностью. Это значит, что вести раздельный учет обычных и льготных медикаментов не требуется.

Поступление льготных лекарств отражается в бухучете записями:

  • Дебет 41 Кредит 60.
  • Дебет 19 Кредит 60

Торговая наценка отражается Дебетом 41 Кредитом 42.

Выручка по льготным или бесплатным рецептам отражается на счете 90-1 в общем порядке. Чтобы отразить расчеты с возмещающей расходы организацией нужно к счету 76 добавить субсчет «Расчеты с организацией, финансирующей льготный отпуск лекарств», а во время отпуска льготного лекарства нужно сделать проводки: Дебет 76 субсчет «Расчеты с организацией, финансирующей льготный отпуск лекарств» Кредит 90-1.

Проводка делается на всю стоимость бесплатного лекарства, и на возмещаемую финансирующей организацией часть стоимость при отпуске лекарства с частичной оплатой.

Возмещение средств от уполномоченной организации отражается Дебетом 51 Кредитом 76.

Расчет НДС по выданным лекарствам отражается Дебетом 90-3 Кредитом 68.

Фактическая стоимость выданных лекарственных средств списывается Дебетом 90-2 Кредитом 41.

Пример. Аптека ООО «Тюльпан» расположена в Москве. Учет лекарственных средств производится по ценам реализации. Стоимость льготных лекарств возмещается финансирующей организацией. ООО «Тюльпан» находится на общем режиме налогообложения и платит НДС, но на лекарства, реализуемые по полной стоимости, применен ЕНВД. Аптека ведет раздельный учет операций по разным налоговым режимам, и в отношении НДС используется следующая схема:

В момент покупки лекарств НДС включается в себестоимость купленного товара

Если часть приобретенного товара отпускается по льготным или бесплатных рецептам, к расчету принимается выделенная из стоимости лекарственных средств сумма.

В мае 2016 года аптека закупила у оптовой компании 100 упаковок преднизолона по цене 80 рублей за упаковку (НДС 7,27 руб).

Розничная надбавка составляет 20%, а максимальная розничная цена составляет:

80,00 x1.2 = 96 рублей.

Установленная в аптеке цена составляет 95 рублей, получается, что розничная наценка составила:

96 рублей – 80 рублей = 16 рублей.

В мае этого же года аптека реализовала 50 упаковок преднизолона за полную стоимость, а 30 упаковок было отпущено по бесплатным рецептам. Отражение операций в бухгалтерском учете будет производиться следующим образом:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

8000 руб. (80 руб/шт. х 100 шт.) – оприходован преднизолон (в том числе НДС);

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42

– 1600 руб. (16 руб/шт. х 100 шт.) – применена торговая наценка на преднизолон;

КРЕДИТ 90 субсчет «Розничные продажи в рамках ЕНВД»

– 4800 руб. (96 руб/шт. х 50 шт.) – отражена выручка от продажи преднизолона по полной стоимости;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

– 4800 руб. – списание проданного преднизолона;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

– 800 руб. (16 руб/шт. х 50 шт.) – сторнирована торговая наценка по проданному преднизолону;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»

КРЕДИТ 90 субсчет «Передача лекарств по бесплатным и льготным рецептам»

– 1920 руб. (96 руб/шт. х 20 шт.) – отражена выручка от передачи лекарств по бесплатным рецептам (с возмещением стоимости);

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»

– 286 руб. ((96 руб/шт. х 10% : 110%) х 30 шт.) – начислен налог на добавленную стоимость по преднизолону, отпущенному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

– 145,4 руб. (7,27 руб/шт. х 20 шт.) – сторнирована сумма НДС по преднизолону, переданному по бесплатным рецептам, которая ранее была включена в стоимость преднизолона;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 145,4 руб. – отражена подлежащая вычету сумма «входного» налога на добавленную стоимость по преднизолону, переданному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 145,4 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС по преднизолону, отпущенному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42

– 210,81 руб. ((96 руб/шт. – (80 руб/шт. – 7,27 руб/шт.) – 16 руб/шт.) х 30 шт.) – скорректирована сумма торговой наценки по преднизолону, отпущенному по бесплатным рецептам, с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

– 2880 руб. (96 руб/шт. х 30 шт.) – списан переданный по бесплатным рецептам преднизолон;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»

Читать еще:  Кто относится к федеральным и региональным льготникам

– 698,10 руб. ((96 руб/шт. – (80 руб/шт. – 7,27 руб/шт.)) х 30 шт.) – сторнирована торговая наценка по переданному по бесплатным рецептам преднизолону;

КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»

– 2880 руб. – получено возмещение стоимости преднизолона, переданного по бесплатным рецептам.

Учет при отпуске льготных лекарств по договору поручения

В данном случае аптека не является собственником льготным лекарств, а лишь посредником между покупателями и финансирующей организацией. Для учета лекарств используется Дебет 004, Кредит 004. При этом получить ожидаемую выручку с продажи аптека может в качестве вознаграждения по договору.

Отражение отпуска льготных лекарственных средств в налоговом учете

Здесь также прослеживается четкая зависимость налоговых расчетов от способа поступления льготных лекарств в аптеку.

На общей системе налогообложения при приобретении ЛС на собственные средства доходом от реализации считаются полученные от покупателей суммы частичной оплаты по льготным рецептам и суммы возмещения средств финансирующей организацией. Выручка от реализации уменьшается на расходы, связанные с покупкой льготных лекарств. НДС начисляется на стоимость льготных медикаментов, а налоговая ставка для реализации составит 10%.

При отпуске льготных лекарств по договору поручения доходом от реализации считается сумма посреднического вознаграждения, то есть те средства, которые получает аптека. Посредническое вознаграждение отражается в бухгалтерском и налоговом учете начислением ставки 18% на сумму вознаграждения.

Формирование цен на льготное лекарство

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования возмещает аптеке стоимость выданных ЛС по не превышающим зарегистрированные ценам с учетом предельной торговой наценки, поэтому аптека должна рассчитать отпускную стоимость льготных лекарств. Льготные медикаменты указаны в перечне ЖНВЛС.

Цены на лекарства отечественного и импортного производства подлежат государственной регистрации, а сами лекарства вносятся в реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. Запрещается реализация лекарственных по ценам, выше зарегистрированных. Размеры предельных надбавок утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов РФ и могут различаться в зависимости от региона. В Москве предельная оптовая надбавка составляет 20%, за исключением наркотических средств. Помимо этого аптека должна выплатить комиссию уполномоченной организации в размере 5%.

Производитель или оптовик передает аптеке протокол согласования цен и накладные. В протоколе фиксируются две цены: отпускная от производителя и цена госрегистрации. Аптечная организация формирует отпускную стоимость лекарственных средств на основании указанных в протоколе цен.

Пример. Аптека, расположенная в Москве, приобрела для отпуска по бесплатным рецептам следующие ЛС:

Нитроглицерин таблетки стоимостью 10 рублей за упаковку;

Фуросемид таблетки стоимостью 15 рублей за упаковку.

Заметим, что оба этих препарата входят в ЖНВЛС. При предельном размере розничной наценки 20% расчет отпускных цен рассчитывается следующим образом:

Нитроглицерин: 12 рублей (10 руб. + 10 руб. x20%);

Фуросемид: 18 рублей (15 руб. + 15 руб. x 20%).

Соответственно, отпускная цена для нитроглицерина составит 12 рублей за упаковку, а для фуросемида 18 рублей за упаковку.

Льготный отпуск лекарственных препаратов

Порядок предоставления лекарственной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи определяется следующими нормативными документами в г. Москве:

  • Распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 № 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой».
  • Федеральным законом РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
  • Федеральным законом РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы».

Согласно нормативным документам льготная категория населения разделена на категории:

  • Федеральных льготников;
  • Региональных льготников;
  • По категориям заболеваний.

Порядок предоставления лекарственной помощи:

  • Федеральным льготникам, имеющим подтверждающие документы на льготу и подтвержденных Регистром Пенсионного фонда города, имеющих СНИЛС, медицинский полис и получающих ЕДВ;
  • Региональным льготникам, подтверждающих льготу документом (труженик тыла, репрессированные, дети до 3-х лет, дети до 18 лет из многодетных семей, дети сироты, лица награжденные медалью «За оборону Москвы», участники предотвращения Карибского кризиса, лица награжденные знаком «Почетный донор», матери, имеющие 10 и более детей) и медицинский полис;
  • Льготная категория населения, имеющая льготу по категории заболевания, согласно приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 19.01.2005 г. № 31.

согласно Приложению № 1 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2323-р

согласно Приложению № 2 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2323-р

согласно Приложению № 3 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2323-р

согласно Приложению № 4 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. № 2323-р

Перечень документов, предъявляемых гражданами в медицинскую организацию и необходимых для оформления рецептов на лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета и бюджета г. Москвы.

  • Документ, удостоверяющий личность ( паспорт )
  • Документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг ( удостоверение участника Великой Отечественной войны, справка об установлении инвалидности и т.д. )
  • Страховой медицинский полис
  • СНИЛС

Граждане. сохранившие право на бесплатное лекарственное обеспечение на текущий год, включаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в Федеральный регистр имеющих право на получение набора социальных услуг ( услуги ), который предоставляется в медицинскую организацию.

Гражданам, приехавшим из других субъектов Российской Федерации, при предъявлении указанных документов могут быть выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты.

«В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента информационных технологий от 22 октября 2014 г. №914/64-16-421/14 «О порядке ведения Единого городского регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой в городе Москве», включение гражданина в Единый городской Регистр лекарственного обеспечения является основанием для выписывания ему электронных рецептов с использованием функциональных возможностей ЕМИАС.

При личном обращении гражданина в медицинскую организацию не требуется предоставление справки из территориального органа «Пенсионного фонда России о получении ЕДВ»

Порядок назначения и порядок отпуска лекарственных препаратов
Лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан, имеющих право на получение препаратов бесплатно или со скидкой, назначаются непосредственно
лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан,
имеющим право на получение государственной социальной помощи. Распоряжение Правительства Москвы от 10.08.2005г. № 1506-РП «О реализации мер
социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения,
отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой».
Этим документом также определен перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Категория детского населения

Обеспечение мер социальной поддержки

Дети первых трех лет жизни

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей

Дети из многодетных семей в возрасте до 18 лет

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей

Отдельные группы населения, страдающие
гельминтозами

Бесплатное обеспечение противоглистными лекарственными средствами

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лица из их числа во время обучения в
государственных образовательных учреждениях
начального, среднего и высшего
профессионального образования (п. 14 введен
Распоряжением Правительства Москвы от
09.06.2007 N 1172-РП)

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей

Детские церебральные параличи

Лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний

Гепатоцеребральная дистрофия и
фенилкетонурия

Безбелковые продукты питания, белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы,
витамины, биостимуляторы

Все лекарственные средства

Острая перемежающаяся порфирия

Анальгетики, В-блокаторы, фосфаден, рибоксин, андрогены, аденил
СПИД, ВИЧ-

Все лекарственные средства

Все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным

Гематологические заболевания, гемабластозы,
цитопения, наследственные гемопатии

Цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны,
антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их
лечения

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Все лекарственные средства

Все лекарственные средства

Противотуберкулезные препараты, гепатопротекторы

Тяжелая форма бруцеллеза

Антибиотики, анальгетики, нестероидные и стероидные противовоспалительные препараты

Системные хронические тяжелые заболевания
кожи

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

Ревматизм, ревматоидный артрит, системная
(острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева

Стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные
нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды,
коронаролитики, мочегонные, антагонисты Са, препараты К, хондропротекторы

Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев)
данного заболевания

Лекарственные средства, необходимые для лечения

Состояние после операции по протезированию
клапанов сердца

Пересадка органов и тканей

Иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые,
противогерпетические и противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики,
антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты Са, препараты К, гипотензивные
препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы

Все лекарственные средства, этиловый спирт (100,0 г месяц), инсулиновые шприцы типа
«Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики

Анаболические стероиды, соматотропный гормон, половые гормоны, инсулин, тиреоидные
препараты, поливитамины

Болезнь Гоше (введено Распоряжением
Правительства Москвы от 27.02.2006 N 279-РП)

Все лекарственные средства

Мукополисахаридоз I, II и VI типов Все
лекарственные средства (введено
Распоряжением Правительства Москвы от
25.01.2010 N 90-РП)

Все лекарственные средства

Лекарственные препараты имеют международное непатентованное наименование ( МИН), или химическое, а также торговое наименование.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 января 2011 г. N 13н г. Москва «О внесении
изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и
выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N1175 «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных
препаратов, а так же форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета, хранения» выписка препаратов
проводится в соответствии с МНН.
Перечень льготных препаратов утвержден в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 ноября 2011 г. N 1340н «О
внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 «Об утверждении Перечня
лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям
граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
Все закупки лекарственных препаратов проводятся по международному непатентованному наименованию (МНН), поэтому лечащий врач и работник аптечного
пункта могут предлагать замену лекарственного препарата на препарат аналогичного действия в пределах одного и того же МНН.

Памятка по организации льготного лекарственного обеспечения.
1. Льготные категории граждан федерального и регионального уровней пользуются одинаковыми правами при выписке лекарственных препаратов и изделий
медицинского назначения.
2. Лекарственные препараты назначаются лечащим врачом по медицинским показаниям, в необходимом количестве.
3. С перечнем лекарственных средств по выписке и отпуску по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% Вы можете ознакомиться у дежурного
администратора, ответственного по поликлинике за дополнительное лекарственное обеспечение, а также в аптечном пункте.

Перечень документов, необходимых для внесения ребенка в льготный регистр.
1. Ксерокопии свидетельства о рождении с отметкой о прописке ребенка в г. Москве. Паспорт одного из родителей, по адресу которого прописан ребенок.
2. Полис обязательного медицинского страхования.
3. Для детей из многодетной семьи — ксерокопию свидетельства многодетной семьи.
4. Для детей от родителей, участников ликвидации последствий аварии на АС — свидетельство участника ликвидации аварии на АС справку, о восстановлении льгот.
5. Для детей-инвалидов — ксерокопии справки МСЭ о присвоении инвалидности, удостоверения инвалидности, пенсионное свидетельство (СНИЛС), ИПР.
6. Для льготников по хроническим заболеваниям — выписки из стационара или консультативных центров.

Преждевременное половое развитие

Стероидные гормоны, парлодел, андрокур

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

Отпуск льготных лекарств. Что нужно знать?

Лавренова Н. Н., аудитор

Журнал «Учет в аптеках» № 5, май 2009 г.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год медицинская помощь, включая предоставление бесплатных и льготных лекарств, финансируется за счет средств различных бюджетов бюджетной системы РФ. Часть расходов аптеки на отпуск медикаментов по этим рецептам возмещает территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Об особенностях таких отношений и поговорим.

Порядок предоставления лекарств по льготным рецептам

Основанием для выдачи бесплатных лекарств или лекарств со скидкой является рецепт, выписанный на соответствующем бланке установленной формы. Работникам аптеки следует внимательно проверять предъявляемые рецепты. Ведь если документ выписан с нарушением или прошел срок его действия, выдавать бесплатные или льготные лекарства по нему нельзя. А если все-таки лекарство было выдано, его стоимость аптеке не возместят.

При установлении цен на лекарства, отпускаемые по льготным рецептам, нужно учитывать требования регионального законодательства, устанавливающие максимальные размеры оптовых и розничных надбавок, которые могут применяться аптеками. Все препараты, которые отпускаются по льготным рецептам, включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств (утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г. № 376-р). Следовательно, цены на них регулируются государством.

Налоговый учет операций со льготными лекарствами

Если аптека в отношении розничной торговли лекарствами применяет «вмененку», то следует учитывать, что передача лекарств по бесплатным и льготным рецептам не относится к розничной торговле в целях применения ЕНВД. А потому при ведении подобной деятельности придется исчислять налоги по иному режиму налогообложения. Кроме того, необходимо вести раздельный учет операций, облагаемых ЕНВД и облагаемых по иным режимам (в части передачи лекарств по бесплатным и льготным рецептам).

Также отметим, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения – как отечественного, так и зарубежного производства – применяется ставка НДС 10 процентов.

Учитывая, что бесплатное или льготное лекарство является таковым только для потребителя лекарств, а аптека получает возмещение их стоимости за счет бюджетных средств, у нее возникает выручка и, следовательно, формируется налоговая база по НДС в общеустановленном порядке – на дату фактической передачи лекарств населению.

А как быть, если лекарства реализуются по посредническим договорам? Аптека-посредник (комиссионер, агент) признает выручкой только сумму своего посреднического вознаграждения. Именно эта сумма признается базой для исчисления НДС, но уже по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ). Ведь посредник фактически реализует не товары, принадлежащие комитенту, принципалу или доверителю (например, лекарства, облагаемые НДС по ставке 10 процентов), а посреднические услуги по продвижению этих товаров от собственника к потребителю.

Учет отпуска собственных лекарств

Если аптека в общем порядке закупает лекарства у поставщика для перепродажи, то право собственности на товар переходит к фирме. Соответственно, по льготным либо бесплатным рецептам фирма будет отпускать потребителю собственные лекарственные препараты.

Для расчетов с уполномоченной фармацевтической организацией или иной компанией, компенсирующей стоимость лекарств, следует использовать отдельный субсчет, открываемый к счету 76.

При отпуске лекарств по бесплатным рецептам операции по передаче медикаментов отражаются в учете практически так же, как и при обычной продаже – с использованием счета 90 и признанием выручки в размере обычной отпускной стоимости лекарства.

ПРИМЕР 1

ООО «Аптека» ведет деятельность в Свердловской области. Лекарства учитываются по продажным ценам. Стоимость лекарств, предоставленных бесплатно в соответствии с требованиями регионального законодательства, возмещается через уполномоченную фармацевтическую организацию.

ООО «Аптека» применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС. Однако в отношении лекарств, продаваемых за полную стоимость, применяется ЕНВД. Поэтому ведется раздельный учет операций, облагаемых по разным налоговым режимам. В отношении НДС в соответствии с учетной политикой применяется такая схема:

– в момент приобретения лекарств сумма НДС включается в себестоимость приобретенного товара;

– в том случае, если часть товара передана по бесплатным и льготным рецептам (то есть использована при осуществлении операций, не подпадающих под ЕНВД и облагаемых НДС), соответствующая сумма НДС выделяется из стоимости лекарств и предъявляется к вычету.

В апреле 2009 года у оптового поставщика было закуплено 100 упаковок феназепама по цене 72,60 руб. за упаковку (в том числе НДС – 6,60 руб.).

В соответствии с региональным законодательством розничная надбавка на лекарственные средства отечественного производства к цене оптовика составляет 30 процентов. Поэтому максимально возможная розничная цена на одну упаковку феназепама составляет:

72,60 руб. х 1,3 = 94,38 руб.

Руководство ООО «Аптека» установило розничную цену за одну упаковку феназепама на уровне 94 руб. Иными словами, розничная наценка на одну упаковку феназепама составила:

94 руб. – 72,60 руб. = 21,40 руб.

В апреле 2009 года 50 упаковок феназепама было продано за полную стоимость и еще 20 упаковок было передано по бесплатным рецептам.
Бухгалтер ООО «Аптека» отразит операции так:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 7260 руб. (72,60 руб/шт. х 100 шт.) – оприходован феназепам (в том числе НДС);

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42
– 2140 руб. (21,40 руб/шт. х 100 шт.) – применена торговая наценка на феназепам;

ДЕБЕТ 50
КРЕДИТ 90 субсчет «Розничные продажи в рамках ЕНВД»
– 4700 руб. (94 руб/шт. х 50 шт.) – отражена выручка от продажи феназепама (по полной стоимости);

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41
– 4700 руб. – списан проданный феназепам;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 42
– 1070 руб. (21,40 руб/шт. х 50 шт.) – сторнирована торговая наценка по проданному феназепаму;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Передача лекарств по бесплатным и льготным рецептам»
– 1880 руб. (94 руб/шт. х 20 шт.) – отражена выручка от передачи лекарств по бесплатным рецептам (с возмещением стоимости);

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68
– 170,91 руб. ((94 руб/шт. х 10% : 110%) х 20 шт.) – начислен налог на добавленную стоимость по феназепаму, переданному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 132 руб. (6,60 руб/шт. х 20 шт.) – сторнирована сумма НДС по феназепаму, переданному по бесплатным рецептам, включенная ранее в стоимость феназепама;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 132 руб. – отражена сумма «входного» налога на добавленную стоимость по феназепаму, переданному по бесплатным рецептам, подлежащая вычету;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 132 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС по феназепаму, переданному по бесплатным рецептам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 42
– 132 руб. ((94 руб/шт. – (72,6 руб/шт. – 6,6 руб/шт.) – 21,4 руб/шт.) х 20 шт.) – скорректирована сумма торговой наценки по феназепаму, переданному по бесплатным рецептам, с учетом восстановленного налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 41
– 1880 руб. (94 руб/шт. х 20 шт.) – списан переданный по бесплатным рецептам феназепам;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж»
КРЕДИТ 42
– 560 руб. ((94 руб/шт. – (72,6 руб/шт. – 6,6 руб/шт.)) х 20 шт.) – сторнирована торговая наценка по переданному по бесплатным рецептам феназепаму;

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»
– 1880 руб. – получено возмещение стоимости феназепама, переданного по бесплатным рецептам.

Если лекарство отпускают по льготному рецепту с частичной оплатой за счет потребителя, то учет ведется аналогично. Выручка формируется исходя из полной стоимости лекарства. При этом та часть, которая оплачивается льготником, проводится через счет 50, а та часть, которая будет возмещена уполномоченной организацией, относится в дебет счета 76.

Льготные лекарства по договору комиссии

На практике возможна и иная схема. Аптека, предоставляющая бесплатные и льготные лекарства, выступает в качестве посредника. Например, между уполномоченной фармацевтической организацией и аптекой заключается договор комиссии. Тогда в аптеку поступают лекарства, принадлежащие уполномоченной организации.

Такие лекарства учитывают только на забалансовом счете 004. Выручкой аптеки считается только комиссионное вознаграждение. А суммы, полученные от населения при передаче лекарств по льготным рецептам (например, если льготник оплачивает 50% стоимости лекарства в кассу аптеки), считаются выручкой комитента и учитываются бухгалтером аптеки на счете 76 без отнесения на счет 90.

Конкретный порядок учета расчетов с уполномоченной фармацевтической организацией в части выплаты или удержания посредником своего вознаграждения определяется условиями договора комиссии.

ПРИМЕР 2

ООО «Аптекарь» заключило договор комиссии с уполномоченной фармацевтической организацией. В соответствии с ним комитент передает ООО «Аптекарь» (комиссионеру) лекарства для последующей их передачи населению по льготным рецептам. Комиссионное вознаграждение в размере 3 процентов от стоимости переданных по бесплатным и льготным рецептам лекарств выплачивается ООО «Аптекарь» ежемесячно по мере утверждения отчетов комиссионера.

Предположим, что в апреле 2009 года уполномоченная фармацевтическая организация передала ООО «Аптекарь» 100 упаковок феназепама по цене 94 руб. за упаковку. За месяц льготникам было передано 90 упаковок феназепама, в том числе:

– 40 упаковок – по бесплатным рецептам;

– 50 упаковок – по льготным рецептам, предусматривающим 50-процентную оплату лекарства льготником.

ООО «Аптекарь» применяет общий режим налогообложения. В этом случае бухгалтер отразит операции так:

ДЕБЕТ 004
– 9400 руб. (94 руб/шт. х 100 шт.) – отражен на забалансовом счете поступивший от комитента феназепам;

КРЕДИТ 004
– 3760 руб. (94 руб/шт. х 40 шт.) – списан с забалансового учета феназепам, переданный по бесплатным рецептам;

КРЕДИТ 004
– 4700 руб. (94 руб/шт. х 50 шт.) – списан с забалансового учета феназепам, переданный по льготным рецептам;

ДЕБЕТ 50
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»
– 2350 руб. (94 руб/шт. х 50% х 50 шт.) – отражено получение от льготников частичной оплаты стоимости лекарств, принадлежащих комитенту;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»
КРЕДИТ 51
– 2350 руб. – перечислена уполномоченной фармацевтической организации сумма частичной оплаты, полученной от льготников за лекарства, принадлежащие комитенту;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Вознаграждение по посредническим договорам»
– 253,80 руб. (94 руб/шт. х 90 шт. х 3%) – отражена выручка в размере комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68
– 38,72 руб. (253,80 руб. х 18% : 118%) – начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией»
– 253,80 руб. – получено комиссионное вознаграждение.

Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 913.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector