0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как помочь детям с ограниченными возможностями

Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам

Дети-инвалиды отличаются от обычных детей присутствием ограниченных возможностей. Например, первые испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи. Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и не только. Далее рассмотрим государственные гарантии и льготы, предусмотренные для данной категории.

Законодательное регулирование вопроса

Прежде всего, особое значение на уровне государства и всего мира в целом имеет проблема социальной адаптации детей-инвалидов в обществе. Поэтому существуют различные международные конвенции, договорённости и прочие акты, согласно которым для несовершеннолетних лиц с инвалидностью должны быть созданы оптимальные условия жизни, позволяющие им участвовать в жизни социума, обучаться и использовать другие блага, доступные другим гражданам.

Например страны, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, согласно ст. 7 обязуются:

— гарантировать детям-инвалидам равные наравне со здоровыми детьми свободы и права во всех сферах общества;

— обеспечить рассматриваемой категории право на самореализацию и выражение своих взглядов;

— в первую очередь обращать внимание на проблемы детей с ОВЗ;

— оказывать гос. поддержку по созданию условий, необходимых для полноценного развития детей-инвалидов.

Благодаря указанной Конвенции в РФ действует Федеральный закон №124, регламентирующий перечень льгот, условия их реализации и порядок предоставления. Кроме того, в главе 2 данного ФЗ оговорены права детей-инвалидов. Согласно нормативному акту несовершеннолетним с ограниченными возможностями гарантированы:

— медикаменты и иная помощь специалистов на льготных условиях;

— возможность обучения в адаптированных, специальных учреждениях;

— материальное обеспечение, позволяющее покрыть необходимые расходы;

— оздоровление и отдых в реабилитационных центрах и лечебных санаториях;

— содействие в духовном, нравственном, психологическом и физическом развитии;

— наличие социальной структуры, сформированной с учётом нужд детей-инвалидов;

— оказание поддержки при нахождении в трудных жизненных ситуациях;

— юридическая защита прав.

Виды государственной помощи детям-инвалидам

По нормам Постановления Правительства №95 несовершеннолетний гражданин, имеющий заболевание или травму, которые привели к потере конкретного процента трудоспособности, относится к категории ребёнок-инвалид. То есть определённая группа инвалидности не устанавливается. При этом назначение тех или иных льгот связано с индивидуальным уровнем развития, восприятия и другими критериями, диагностированными у инвалида. Но в целом по стране реализуются преференции, которые рассмотрим далее более детально.

Медицинские льготы для детей-инвалидов

Согласно Постановлению Правительства РФ №890 дети с ограничениями по здоровью бесплатно обеспечиваются лекарствами, необходимыми для осуществления стандартного лечения. Перечень достаточно широк и включает в себя, например, бинты, мази, инъекции, сиропы и тд.

Кроме того, Постановление №694 гарантирует детям с ОВЗ выдачу протезно-ортопедических принадлежностей, инвалидной коляски и не только. Примечательно,с что на приобретение дополнительного комплекта вспомогательных средств (костылей и тд) в аптеках предусмотрена скидка в 70%. Плюс, указанным документом оговорен лимит на протезы, ортопедическую обувь и другие приспособления, призванные облегчить жизнь ребёнка-инвалида.

Наконец, нормы ст.6.2 ФЗ №178 являются основанием для предоставления детям-инвалидам санаторно-курортного лечения по показаниям врача и специального питания. Причём путёвка в санаторий выделяется как на ребёнка, так и на его сопровождающего. Поездка в обе стороны компенсируется из бюджетных средств.

Помощь детям-инвалидам в получении образования

Так как ограничения в плане здоровья часто препятствуют обучению в образовательных учреждениях стандартного типа, для детей с ОВЗ предусмотрены особые меры, регулирующиеся ст.79 ФЗ №273. Согласно нормам закона в сфере образования для рассматриваемой категории должны реализовываться следующие меры:

— наличие финансируемых за государственный счёт ДОУ или спецклассов, которые адаптированы, комфортны для детей с ОВЗ;

— действие индивидуальных программ, по которым особые дети могут получить образование любого уровня вплоть до профессионального;

— предоставление методических рекомендаций и учебных пособий по всем образовательным программам с ориентировкой на потребности нездоровых детей;

— подготовка специалистов, способных преподавать детям с заболеваниями и дефектами;

— создание учреждений, где осуществляется круглосуточное наблюдение и обучение детей-инвалидов;

— бесплатная выдача специализированной техники, помогающей детям со слуховыми, зрительными и иными дефектами получать информацию;

— возможность обучаться на дому, причём оплата работы преподавателей может компенсироваться.

Жилищные льготы детям-инвалидам

По ст.14 ФЗ №181 семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида и не имеющие собственного жилья, имеют право встать на учёт как нуждающиеся. В результате в льготном порядке или согласно очерёдности им могут выдать жилое помещение, а также дополнительную площадь при выявлении у ребёнка определённого недуга (подробнее о допустимых болезнях в Постановлении №817).

К примеру, психическое заболевание, поражение кожи или ВИЧ позволят родителям ребёнка-инвалида получить отдельную комнату для него. А ст.17 ФЗ №181 даёт семьям с больными детьми скидку 50% на все коммунальные платежи. Проживающие в частном доме могут приобрести со скидкой твёрдое топливо.

Плюс, закон даёт возможность семьям с несовершеннолетними инвалидами в первую очередь получить землю под развитие садоводства, фермерского хозяйства или возведение дома. А если ребёнок-инвалид признан сиротой и при этом способен обслуживать себя сам, по достижению совершеннолетия он получает жильё вне очереди.

Финансовая поддержка детей-инвалидов

Нормы ФЗ №166 закрепили за детьми-инвалидами право на начисление им пенсионного пособия. Такой вид материальной помощи гарантируется несовершеннолетнему гражданину с ОВЗ по факту установления инвалидности и до 18 лет. Проще говоря, ежемесячно ребёнку-инвалиду начисляют 12 681,09 рубль. Также, в результате проведенной в 2005 году правительством, монетизации льгот каждый месяц ребенок-инвалид дополнительно получает выплату в размере либо 2701,62 рубль (при полном отказе от льгот), либо 1580,20 рублей (если льготы в натуральной форме.)

Читать еще:  Купить комнату за материнский капитал

Если у одного из родителей больного ребёнка есть инвалидность или стаж работы на севере от 15 лет, это позволяет ему приплюсовать к получаемому пенсионному обеспечению доплату в размере 30% на ребёнка-инвалида как иждивенца (по ст.17 ФЗ №400). Помимо этого по Указу Президента №175 один из родителей обеспечивается 10000 руб. по уходу за несовершеннолетним, причём период пребывания с инвалидом включается в трудовой стаж.

Вид социальной выплатыДетям-инвалидамИнвалидам с детства
1 группы2 группы3 группы
Социальная пенсия12681,0912681,0910567,734491,30
Ежемесячная денежная выплата ЕДВ (в скобках — максимум при отказе от НСУ)1580,20
(2701,62)
2661,52
(3782,94)
1580,20
(2701,62)
1041,25
(2162,67)
Набор социальных услуг НСУв натуральной форме (0 руб.) или в денежном эквиваленте
124,05 + 863,75 + 133,62 = 1121,42 руб.
Ежемесячная выплата по уходу неработающими трудоспособными лицами
  • 10000 — родителям, опекунам (повышена с 1 июля 2019 г.);
  • 1200 — иным лицам
не выплачивается

В регионах может оказываться дополнительная денежная поддержка в зависимости от установленного прожиточного минимума и финансовых возможностей.

Транспортные преференции детям с ОВЗ

На региональном уровне во многих областях дети-инвалиды перемещаются в городском транспорте бесплатно (кроме такси). Плюс, как отмечалось выше, возможна компенсация расходов на дорогу к месту лечения и обратно сопровождающему и ребёнку-инвалиду.

Налоговые льготы семьям с детьми-инвалидами

Ст.218 НК РФ обеспечивает родителю нездорового ребёнка право на налоговый вычет, составляющий 12 000 рублей ежемесячно. А попечитель (опекун) инвалида обеспечивается налоговой льготой в размере 6000 рублей.

Правила оформления помощи детям-инвалидам

Рассмотренные выше и дополнительные преференции в регионах оформляются в управлении соцзащиты населения по месту жительства. Чтобы получить причитающиеся льготы, необходимо сначала зафиксировать статус ребёнка, то есть установить инвалидность (см. Постановления №95). После этого в отделение соцзащиты требуется подать:

— заявление на льготы;

— паспорт заявителя (родителя, опекуна);

— справку о составе семьи;

— свидетельство о рождении малыша;

— удостоверение инвалида (справку);

— медицинские докумены о степени ограничений;

— справки о месте проживания (фактического).

Тот же пакет документов следует предоставить в ПФ по месту жительства при оформлении пенсии ребёнка-инвалида. Что касается налогового вычета, спровоцировать вступление данной преференции в силу должен работодатель одного из родителей.

Получить транспортные льготы можно путём предъявления удостоверения во время поездки. Скидки по оплате жилищных услуг фиксируются при обращении в УК или ресурсоснабжающую организацию.

Как помочь детям и людям с ограниченными возможностями

Если вы хотите сделать мир немного лучше и помочь тем, кто в этом особенно нуждается, обращайтесь в один из благотворительных фондов. Здесь вам предложат множество вариантов, позволяющих внести свой маленький вклад в большое и доброе дело. Помогать — легко!

Музыкальные странствия на KudaGo

Благотворительный фонд «Дети Наши»

Фонд принимает различные виды помощи: денежные пожертвования, помощь в организации мероприятий (изготовление поделок, оформление призов, помощь на стенде). «Дети Наши» будут рады содействию в проведении мастер-классов для детей, организации творческих проектов, проведении субботников и конкурсов, перевозке, профессиональной помощи юристов, ведущих, фотографов, дизайнеров, переводчиков и event-менеджеров.

Телефон: +7 (495) 787‑99-70

Добровольческое движение «Даниловцы»

Движение оказывает поддержку тяжелобольным детям, людям с ограниченными возможностями и заключённым. В помощь принимают канцтовары и творческие материалы для работы с детьми: пластилин, фломастеры, бумагу для рисования, цветную бумагу и картон, краски, кисточки, ножницы, маркеры, паззлы, настольные игры, раскраски, мячи.

Телефон: +7 (499) 788-73-87

Офис фонда «Подари жизнь»

Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями. Здесь могут понадобиться средства личной гигиены, постельное бельё, пелёнки, памперсы, лекарства и другое. Не менее важны приятные подарки для детей, которые поднимают юным пациентам настроение — игрушки, конструкторы, раскраски, книги. Ещё один эффективный вариант помощи — сдать кровь для переливания. А если вы много путешествуете и получаете бонусы на железнодорожном или авиационном транспорте, часть этих бонусов можно пожертвовать детям, из регионов для поездок в Москву на лечение.

Телефон: +7 (495) 995-31-05, +7 (495) 995-31-06

Фонд «Милосердие»

Православная служба помощи «Милосердие» — крупнейшая православная социальная служба России. Волонтёры помогают детям-сиротам, детям и взрослым с особенностями развития, старикам, больным и инвалидам, людям в беде, бездомным. Есть также центр гуманитарной помощи для беременных женщин и матерей с детьми, оказавшихся в кризисной ситуации, а также нуждающихся многодетных семей. Можно помочь пожертвованиями или принести в фонд одежду, обувь, коляски и кроватки, постельное бельё, памперсы, продукты.

Телефон: +7 (495) 542-00-00, +7 (495) 912-91-19

Благотворительный фонд «Детские сердца»

Врождённый порок сердца — одна из самых частых причин смертности детей до года. Фонд занимается помощью детям с врождёнными заболеваниями сердца и нервной системы. Организаторы устраивают акции, продают дизайнерские вещи, проводят творческие мастер-классы. Выручка от разнообразных мероприятий перечисляется на счета детям, нуждающимся в операциях на сердце и других видах лечения.

Читать еще:  Материнский капитал в омске

Телефон: +7 (499) 703-16-56

Благотворительный фонд «Счастливый мир»

Фонд начал свою работу в 2005 году с помощи детям с онкологическими заболеваниями. Когда организация стала развиваться, помогать стали всем ребятишкам с тяжёлыми болезнями. Большое внимание здесь уделяют также вопросам реабилитации и психологической помощи. Например, проект «Суперспособности — дети-киборги» организует протезирование для детей от 2 до 12 лет с ампутациями или врождённым недоразвитием рук, помогая им вернуться к полноценной жизни. «Я открываю мир» — программа для адаптации в обществе и культурного развития детей и подростков-инвалидов.

Телефон: +7 (495) 980-04-38

Благотворительный фонд «Дети земли»

Фонд помогает многим больным детям, больницам и детским учреждениям. Цель фонда — благотворительность для детей с тяжёлыми заболеваниями и онкологией, а также помощь сиротам из приютов. Сотрудники организации нередко пытаются привлечь к проблеме влиятельных людей, которые неравнодушны к детским бедам. Под своим руководством они собирают всех — от простых людей до сильных мира сего. Ведь для детей любая помощь очень важна.

Телефон: +7 (495) 971-20-44

Благотворительный Фонд Константина Хабенского

Организация занимается помощью детям с заболеваниями головного мозга. Здесь помогают организовать обследования и лечение, закупают лекарства, занимаются реабилитацией детей и помощью медицинским учреждениям. На средства фонда закупается сложная аппаратура, необходимая для восстановления пациентов после операций на мозге, а также оказывается адресная помощь семьям с больными детьми. Создатель фонда — Константин Хабенский, известный актёр театра и кино.

Телефон: +7 (800) 250-93-05

Благотворительный фонд «Весна в сердце»

Благотворительный фонд оказывает помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, пожилым людям и группе социально незащищенных граждан. Сотрудники организуют адресную поддержку для детей с нарушениями развития, курируют школы-интернаты и приюты. Отдельная область работы — профессиональное обучение выпускников интернатов, которое позволяет подросткам получить востребованные специальности и самостоятельно себя обеспечивать.

Телефон: +7 (499) 397-80-14

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Сад для особых детей. Как помочь детям-инвалидам адаптироваться в обществе?

По данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ) за 2019 год, в Петербурге насчитывается около 18 тысяч детей с инвалидностью — от малышей до подростков. Примерно такое же количество ребят с выраженными нарушениями подобного статуса не имеют.

Большинству инвалидов очень нелегко встроиться в повседневную жизнь. Особенно маленьким. Какова жизнь «сложных» ребят, и как помочь им безболезненно влиться в общество, при этом чувствуя себя комфортно, — рассказывает основатель одного из центров развития и реабилитации детей Надежда Самойлова.

Не вписываются в стандарт

Артем Куртов, SPB.AIF.RU: Надежда, много ли в нашем городе детей с ограниченными возможностями?

Надежда Самойлова: В целом три процента среди общего числа инвалидов — дети. Это чуть более 18 тысяч от малышей до подростков с различными недугами. И примерно такое же количество ребят, имеющих выраженные нарушения, не имеют статуса инвалидности. Некоторые родители не видят смысла ее оформлять, ссылаясь на недостаток времени и сил. Многие отказываются делать это, боясь «ярлыков» или отрицая наличие заболевания в надежде на скорую нормализацию. Однако таким детям невероятно сложно адаптироваться в коллективе. Так, ребенку с гиперактивностью трудно усидеть в классе, из-за чего у него падает успеваемость, а в итоге родителям могут посоветовать сменить детсад, потому что такой малыш неудобен для воспитателей. Получается, это свойство мешает жить ребенку, затрудняет формирование его личности.

— Почему ребятам с особенностями развития так сложно адаптироваться к учебному процессу?

— Государство — огромно. А программы для всех учебных заведений страны составляют всего несколько НИИ. На базе усредненной нормы создаются универсальные программы.

А ведь 2% малышей — дети-инвалиды, 2% — гении, еще 16% — с трудностями (такими, например, как СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности) и 16% — одаренные дети, которые учатся в спецшколах с углубленным изучением каких-либо предметов. Оставшиеся чуть более 60% школьников вписываются в созданные образовательные рамки, а ребята с особенностями развития — нет, и испытывают в обучении трудности.

Еще одна причина сложностей, которые приходится преодолевать особенным детям в школе, — ориентированность на успех. Большинство родителей считают, что их чадам не должно мешать ничего. И если вдруг в классе появляется ребенок, которому нужно несколько раз повторить, объяснить, уделить чуть больше внимания, чем остальным, взрослые начинают возмущаться. И это серьезная проблема.

— А часто бывают ситуации, когда в детском саду или школе, мягко говоря, не стремятся работать с такими детьми?

— Да, такие случаи нередки. Большинство наших воспитанников именно такие: они получили распределение, а через неделю мамам-папам аккуратно намекают, чтобы забрали документы. Особенные детки — это зачастую непрерывный крик, царапанье, непослушание. А в школе — либо гиперактивность, либо замкнутость в себе и неприятие учебных программ.

Читать еще:  Как оплатить учебу материнским капиталом

Избежать изоляции

— Как выйти из такой непростой ситуации?

— Существуют социальные учреждения, которые помогают таким ребятам адаптироваться и социализироваться. В центре мы помогаем малышам, у которых так называемые сочетанные, то есть множественные нарушения. Они находятся со сверстниками, учатся общаться друг с другом, занимаются всем, что изучают их здоровые сверстники: рисованием, музыкой, лепкой, физкультурой, основам математики. Кроме того, смотрим, какие у ребенка трудности, и работаем с ним индивидуально. Весь этот комплекс мер помогает детям через какое-то время безболезненно влиться в коллектив и чувствовать себя комфортно.

Огромное подспорье в адаптации сложных детей — система тьюторства, которую начали внедрять в нашей стране около пяти лет назад. Тьюторы — сопровождающие, помогающие ребятам разных возрастов интегрироваться в коллектив, решают возникающие проблемы. В вузах по этой специальности уже начали готовить педагогов. Пока все упирается в финансирование: несмотря на то, что каждый ребенок имеет право на бесплатного тьютора, получить такого помощника в реальности оказывается очень непросто.

В нашем саду два года занимался мальчик с аутизмом легкой формы. Мы подготовили его к поступлению в школу: научили читать, писать, коммуницировать со сверстниками. Тьютора ему предоставили, но через два месяца забрали со словами: адаптация закончена. Ребенку пришлось перейти на домашнее обучение, так как процесс адаптации закончен все-таки не был.

— А разве вредно детям с ограниченными возможностями учиться на дому?

— Само домашнее обучение в целом неплохо. Насколько я знаю, около двух тысяч детишек в Петербурге занимаются по такой программе. С ними работают индивидуально, при этом ребята посещают кружки, секции, продолжают общаться со сверстниками. Но для инвалидов подобный курс может привести к неприятным последствиям — страшна изоляция от общества. Представьте — ребенок в течение 11 лет заперт дома. Когда он вырастет, не будет знать, как вести себя в коллективе, понимать многих моментов, которые привычны для обычных людей.

— А какую помощь детям-инвалидам оказывает государство? Где им помогают адаптироваться, кроме ваших детских садов?

— Существуют государственные детские сады, и они с каждым годом становятся лучше. Но есть проблема — как правило, предназначены эти учреждения для конкретных нарушений: речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для детей со множественными (сочетанными) нарушениями подходящих учебных заведений практически нет. Вот я и решила открыть детский сад — именно для таких деток.

Впереди большие победы

— Вашему детскому садику уже более пяти лет. Расскажите, как он создавался и что заставило вас сменить профессию?

— У меня экономическое образование, и я работала бухгалтером. Но после рождения второй дочери — у нее ДЦП — все изменилось. Несколько раз мне предлагали отказаться от Лесаны, врачи предупреждали, что девочка вырастет «овощем». Через два года мы столкнулись с ситуацией, когда нас отказывались брать в детские садики. Чтобы помочь Лесе и таким же, как она, деткам, мы открыли свой. Сейчас у нас занимаются 40 ребят. В феврале удалось встретиться с Александром Бегловым, и он выделил для нас новое большое помещение. Наконец-то город на нас обратил внимание и оказал огромную поддержку! После ремонта в здании на улице Трефолева мы сможем принять более 200 человек. Надеемся, что в ближайшее время удастся войти в реестр поставщиков социальных услуг, и тогда мы сможем предоставлять обучение для деток бесплатно за счет государства.

— Расскажите о тех, кто благодаря занятиям в вашем центре смог влиться в общество и преодолел трудности адаптации?

— Пятилетний Даня пришел к нам заниматься после того, как ему не удалось прижиться в коррекционном саду. Он был очень шумным и всем мешал. Все это время доктора советовали родителям отдать ребенка в специальное учебное заведение. После года работы с нашими специалистами мальчика взяли в обычную школу, где он успешно обучается по сей день.

Четырехлетний Саид пришел к нам с аутизмом, который вызвал серьезные проблемы: лишний вес, неумение пользоваться туалетом, он не мог поднять ногу, чтобы ходить по лестнице. Через несколько месяцев мальчик ползал по шведской стенке, а к семи годам начал читать и писать. Сегодня он ходит в школу, и для нас всех это огромная победа!

У Артема были трудности с поведением, и он совсем не говорил. Теперь учится писать и четко произносит слова. Надеюсь, в следующем году мальчик сможет пойти учиться в обычную школу.

— Как считаете, когда-нибудь наступит время, когда деткам с особенностями станет комфортно и удобно жить?

— Уверена — так и будет! Во-первых, этому поспособствуют технологии, которые с огромной скоростью движутся вперед. Виртуальная реальность, техника, которая позволяет озвучивать голос, коляски с электроприводом помогут инвалидам постоянно находиться в социуме. Во-вторых, не стоит на месте медицина. Одна кохлеарная имплантация чего стоит — этот медицинский прибор позволяет компенсировать потерю слуха. Все вместе поможет детям не чувствовать свою ограниченность, быть такими же, как и большинство сверстников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector