0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конституция рф гарантирует бесплатную медицинскую помощь

Статья 41 Конституции России

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (статья 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Читать еще:  Льготы для инвалида 1 группы в россии

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Читать еще:  Льготы инвалидам 2 группы в пермском крае

Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья граждан Российской Федерации являются:

  • соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • доступность медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • соблюдение врачебной тайны;
  • приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.

Права пациентов

При обращении за медицинской помощью и ее получении каждый имеет право:

  • право на охрану здоровья;
  • право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала.
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
  • информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства;
  • выбор врача (с учетом согласия врача и медицинской организации) не чаще одного раза в год;
  • право на получение в доступной форме информации о состоянии своего здоровья;
  • право на получение достоверное и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него негативное воздействие.

Право на внеочередной прием имеют:

  • Инвалиды Великой Отечественной Войны;
  • Участники ВОВ, участники гражданской войны, инвалиды I группы по зрению;
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС и подобных объектах (Семипалатинск, Маяк и др.);
  • Граждане, пострадавшие от политических репрессий, реабилитированные;
  • Почетные доноры;
  • Медицинские работники.

Право на первоочередной прием имеют:

  • Инвалиды 1 группы по общему заболеванию;
  • Дети до 16 лет;
  • Граждане с высокой температурой (38), кровотечением, обморочным состоянием, болями в области сердца;
  • Беременные (срок беременности 16 недель и более);
  • Судьи Российской Федерации.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Пациент обязан:

  • проявлять в общении с медицинскими работниками уважение и такт;
  • сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания;
  • после дачи согласия на медицинское вмешательствонеукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, где он находится;
  • сотрудничать с врачом при получении медицинской помощи;
  • немедленно информировать врача об изменении состояния здоровья в процессе диагностики и лечения;
  • незамедлительно обращаться к врачу при подозрении на наличие, либо при наличии заболевания, предоставляющего опасность массового распространения;
  • не принимать действия, способных нарушить права других пациентов;
  • бережно относится к имуществу ГАУЗ «Кваркенская РБ»

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ

21 ноября 2011 года N323-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 89-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопросы охраны здоровья в Конституции Российской Федерации

В Основном Законе нашей страны — Конституции РФ — в соответствии с международными стандартами гражданам России гарантируются наряду с правами и свободами человека право на жизнь и личную неприкосновенность.

Статья 41 Конституции РФ гарантирует охрану здоровья людей:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

  • 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  • 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».
Читать еще:  Льготная пенсия медработников

Таким образом, государство обеспечивает гражданам России охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, места жительства, отношения к религии, социального происхождения и должностного положения, убеждений и других обстоятельств, а также гарантирует защиту от дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством доброкачественных продуктов питания, предоставлением им доступной медико-социальной помощи.

Осуществление государственной политики в области охраны здоровья проводится путем разработки и финансирования комплексных федеральных программ по развитию отдельных форм здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи. Их реализация возлагается на Правительство РФ. В субъектах Федерации принимаются свои региональные программы, направленные на охрану здоровья населения данной местности. За их выполнение несет ответственность администрация этого субъекта РФ.

В этой статье Конституции РФ подчеркивается право гражданина на регулярное получение достоверной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих вредное влияние, которая должна предоставляться через средства массовой информации местной администрацией или гражданам по их запросам. По действующему законодательству предусматриваются различные виды ответственности, вплоть до уголовной, за сокрытие такой информации и обязанность возместить ущерб в случае причинения вреда здоровью со стороны государства, юридических или физических лиц, по вине которых это произошло.

В России разработаны, приняты и действуют федеральные программы, направленные на решение наиболее актуальных вопросов в сфере здравоохранения.

Статья 20 Конституции РФ в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека гарантирует максимальную правовую защиту жизни. При этом имеется в виду, что жизнь человека с биологической и философской точек зрения — самое ценное благо, которое начинается с момента начала родов до момента наступления смерти.

В ст. 21 Конституции РФ указывается на защиту государством достоинства личности, что в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания обеспечивается основами законодательства об охране здоровья граждан. Эго касается запрета на унижающее человеческое достоинство обращение, на намеренное причинение сильной боли и страданий, на проведение в отношении человека без его согласия медицинских и научных опытов. Такие ограничения и запреты нашли отражение и в других законодательных актах.

Статья 22 Конституции РФ гарантирует каждому человеку свободу и ее составной элемент — неприкосновенность. Поэтому ответственность за посягательство на жизнь и за вред, причиненный здоровью человека, предусмотрена административным, уголовным и гражданским законодательством.

Важное значение, определяющее состояние общества и его прогрессивное развитие, преемственность поколений, имеет ст. 38 Конституции РФ. В ней указано, что: 1) материнство и детство, семья находятся под защитой государства; 2) забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей; 3) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти положения Конституции РФ определяются государственной семейной политикой и регулируются СК РФ, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральными законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указом Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики». Не случайно Правительство РФ приняло большое число федеральных и региональных программ по охране материнства и детства: «Безопасное материнство», «Планирование семьи», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и пр. В этой сфере принят также ряд указов Президента России и постановлений Правительства РФ.

Статья 39 Конституции РФ дополняет предыдущую гарантией социального обеспечения по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Основания предоставления социальной помощи и «иные случаи» устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития. В соответствии с этой статьей принят ряд нормативных правовых актов: Федеральные законы от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Действует государственная программа «Дети-инвалиды», направленная в своей основе на профилактику детской инвалидности.

Статья 42 Конституции РФ имеет прямое отношение к обеспечению охраны здоровья населения. В ней закреплены три самостоятельных правомочия и провозглашается: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Эта статья получила развитие в ряде документов федерального уровня. К ним относятся Федеральные законы от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения»; от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Кроме того, соответствующие положения имеются в Водном и Лесном кодексах РФ, а также в других документах федерального уровня.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector