0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конституция рф медицина

Статья 41 Конституции России

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (статья 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Читать еще:  Льготная пенсия медработникам список должностей приказ 781

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Конституция РФ и реалии российского «здравоохранения».

Ниже приведенные нормы статей Конституции гласят что:

Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читать еще:  Льготы для детей инвалидов и их родителей

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Про достоинство личности, и то что оно охраняется государством, нет смысла говорить, поскольку, то очередная фикция на бумаге, и наше родное государство, позволяя чиновничьи бесчинства, и беззакония, тем самым не токмо о нашем достоинстве не заботится, но и о своем.

Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы исходя из данных норм Конституции, понять предназначение государства, и его ответственность перед гражданами, статья 18 дает четкое на сей счет разъяснение, кто есть, кто, и для чего существует.

В части охраны здоровья и обеспечения доступной, своевременной гарантированной бесплатной помощи, даже принят Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но прежде, то ли по простоте душевной, то ли из желания хоть как то обозначить себя на ниве законотворчества, был предложен, и не смотря на имеющиеся юридические коллизии в нормах, и их противоречие Конституции, — принят Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», вот только вопрос, а кандидат юридических наук, бывший на тот момент Президентом Российской Федерации, — Д. Медведев, подписывая извращенный так называемыми законодателями, до неузнаваемости, в сравнении с внесенным законопроектом, в окончательной редакции закон, — читал его текст, а если читал, то о чем думал, могу предположить что, вряд ли о гражданах России, для которых предназначен данный закон.

По замыслу авторов законопроекта, понятие объем медицинской помощи, предполагало формальный, для возможности контроля, выраженный в количественном (больных) и подкрепленный финансами, объем распределения одноканального финансирования, гарантированной государством, бесплатной медицинской помощи гражданам. При этом, контроль объемов, предполагал, подтверждение в действительности оказания медицинской помощи застрахованному по ОМС, в том объеме что указан в счете на оплату, а не то что имеется сегодня, когда объем стал этаким жупелом для ЛПУ, висящим как Дамоклов меч над врачом и ЛПУ, который не приведи Господь, перевыполнить, тогда пиши пропало, и как говорит Президент Путин В.В., замучаешься по судам бегать и доказывать, что ты не верблюд.

Абзац второй, части 3 статьи 35 законопроекта гласил что: — «Объем медицинской помощи превышающий, установленный решением комиссии, подлежит оплате по результатам экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховой медицинской организацией.».

То есть данным абзацем соблюдалось право граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи, и законодательные нормы, устанавливающие запрет на отказ в оказании медицинской помощи. Сегодняшнее положение в медицине, язык не поворачивается сказать в здравоохранении, поскольку то что творят сегодня чиновники от ТФОМСов, «медицинские страховщики», а теперь уже и суд, это уже, даже не применение двойных стандартов, в которых обвиняется западная так называемая либеральная демократия, это уже преступление, поскольку с одной стороны, существуют около государственные структуры в лице ФОМСа, и территориальных ТФОМСов, действующие незаконно, поскольку не смотря на требования закона, осуществляют свою деятельность без лицензий на страховую деятельность, и за исключением ТФОМСа Омской области, без лицензий на медицинскую деятельность, более того, многие их них, не имеют также и лицензий на криптозащиту, и обеспечение информационной безопасности.

Но, издают обязательные к исполнению участниками ОМС, нормативно-правовые акты, при этом соревнуясь друг перед другом в искажении и извращении понятийно-смысловой нагрузки слов в русском языке, и в нигилизме, и это все происходит на фоне, неоднократных высказываний, и требований Президента Путина В.В., — что деньги должны идти за человеком, и в то ЛПУ и к тому врачу, которых выбрал человек, а не человек за деньгами, и в то ЛПУ, которое выбрал чиновник.

Пора обязать деятелей в регионах и ТФОМСах, внести в состав Комиссий все медицинские организации в регионе, а не только тех, кого они сочтут нужным, исходя из принципа свой-чужой, работа самих Комиссий, должна основываться на паритетности и равноправии все ее участников, а не по принципу, мы тут посовещались и Я решил.

Пора уже разработать и принять федеральный закон о государственных социальных фондах, определяющий правовое положение Федерального фонда, и иных внебюджетных социальных фондов, и их структур в регионах, пора уже обязать все ТФОМСы получить необходимые лицензии, и стать филиалами ФОМСа, пора исключить из системы ОМС посредников в лице СМО, поскольку это лишняя трата средств ОМС, с их обязанностями и функциями, успешно могут справляться и ТФОМСы.

Читать еще:  Льгота инвалидам 2 группы по оплате жкх

Пока не поздно, необходимо либо устранить понятие плановых объемов, которые сегодня используются чиновниками в своих личных корыстных целях, поскольку выделяемым Комиссией для медицинских организаций плановым объемам, для полного счастья чиновников, недостает только указывать кому когда и какой болезнью заболеть, и это проистекает из смысла и сложившегося сегодня право применения понятия плановый объем, либо, вернуть в закон, дополнив им часть 6 ст. 39 действующего фз- 326, — Абзац второй, части 3 статьи 35 законопроекта, который гласил что: — «Объем медицинской помощи превышающий, установленный решением комиссии, подлежит оплате по результатам экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховой медицинской организацией.».

В противном случае, медицина России, исчезнет как вид профессиональной деятельности, так как от долгого напряжения даже метал разрывается, а человек не метал. Более того, если государство не хочет социального взрыва, пора указанные нормы Конституции, являющиеся на сегодня не более чем фикции, воплотить в жизнь и восстановить их основополагающую роль.

Пора обязать деятелей в регионах и ТФОМСах, внести в состав Комиссий все медицинские организации в регионе, а не только тех, кого они сочтут нужным, исходя из принципа свой-чужой, работа самих Комиссий

Для этого и существуют в регионах некоммерческие объединения медицинских организаций, чтобы выдвигать своих представителей в состав Комиссии. Это их право.

Средства ОМС — конечны, потребности в медицинской помощи бесконечны. Как быть? Увеличивать размеры страховых взносов с бизнеса?

4. Правовые основы здравоохранения в России. Конституция рф об охране здоровья граждан. Основы законодательства об охране здоровья граждан (1993).

К правовым основам здравоохранения в РФ можно отнести:

1) Конституцию РФ

2) Федеральные законы РФ в области здравоохранения: «Основы законо­дательства РФ об охране здоровья граждан», «О медицинском страхо­вании граждан », «О психиатрической помощи и гарантиях прав граж­дан при ее оказании», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «О трансплантации органов и тканей человека» и др.

3) Приказы, Инструкции и Положения Министерства здравоохранения РФ

4) Указы президента РФ

5) Постановления Правительства РФ

Конституция РФ — основной закон страны — устанавливает право каж­дого человека на охрану здоровья.

В статье 41 говорится: «Каждый имеет право на охрану здоровья и ме­дицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муници­пальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других посту­плений. В Российской Федерации финансируются федеральные програм­мы охраны и’укрепления здоровья населения, принимаются меры по разви­тию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»

22 июля 1993 г. Постановлением Верховного Совета Российской Феде­рации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». На сегодняшний день это основной норма­тивный акт в области здравоохранения.

Основы включают 12 разделов и 69 статей. Приведем краткое описание разделов.

Раздел 1. Общие положения — содержит определение понятия «охрана здоровья граждан», основные принципы охраны здоровья граждан и прочие организационные положения.

Раздел 11. Компетенция в области охраны здоровья граждан РФ, Рес­публик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного са­моуправления.

Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в РФ — освещает вопросы управления, финансирования, описание государственной, му­ниципальной и частной систем здравоохранения, вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и др.

Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья — освещает •соответствующие вопросы

Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здо­ровья — посвящен правам несовершеннолетних, пожилых, беременных женщин, военнослужащих, инвалидов и др.

Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помо­щи — описаны права граждан на информацию о состоянии своего здо­ровья, согласие на медицинское вмешательство и отказ от него и пр. Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека — посвящен во­просам искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, абор­тов и тд.

Раздел VIII. Гарантия осуществления медико-социальной помощи гражданам — говорится о скорой медицинской помощи, специализиро­ванной помощи, медицинской помощи при социально значимых заболе­ваниях; рассматриваются правовые аспекты эвтаназии, трансплантации, патологоанатомических исследований.

Раздел IX. Медицинская экспертиза посвящен экспертизе времен­ной нетрудоспособности, медико-социальной, судебно-медицинской, судебно-нсихиатрической и др. экспертизам.

Раздел X. Права и социальная защита медицинских и фарма­цевтических работников оговаривает возможность осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, вопросы лицензирова­ния, врачебной тайны, социальной и правовой защиты медработников и др.

Раздел XI. Международное сотрудничество

Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граж­дан определены основания возмещения вреда, причиненного здоро­вью граждан; возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий

В законодательном акте по здравоохранению закреплены и практически воплощены в жизнь принципы отечественного здравоохранения:

1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья.

3. Доступность медико-социальной помощи.

4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

5. Ответственность органов государственной власти и управления, пред­приятий, учреждений и организаций независимо от формы собственно­сти должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Таким образом, государство гарантирует охрану здоровья каждого человека.

В законе говорится, что охрана здоровья граждан это совокупность мер политического, экономического, правового, социально-культурного, научно-медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психи­ческого здоровья каждого ч’еловска, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья, с обеспечением ее доступности и высокой квалификации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector