0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конституция рф право на медицинскую помощь

Статья 41 Конституции России

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (статья 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Читать еще:  Льготы для медиков

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Медицина

Вопрос уточнения и сокращения государственных гарантий в сфере здравоохранения уже давно обсуждается в недрах Минфина. Данная инициатива встречает непонимание в обществе. Многие полагают, что таким образом нарушается зафиксированное в Конституции право на получение бесплатной медицинской помощи. Как же обстоят дела на самом деле?

Как подчеркивает заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Фарит Кадыров, ни одно государство в мире не имеет достаточно средств для того, чтобы сделать здравоохранение полностью бесплатным. Россия в этом плане не исключение. Но проблема заключается не в абсолютном недостатке средств, а в поиске баланса между государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи и средствами, выделяемыми на финансирование этих гарантий.

Имеющиеся сегодня гарантии бесплатной медицинской помощи Россия унаследовала со времен «развитого социализма». Уровень экономического развития нашей страны, к сожалению, не позволяет сделать полностью бесплатное здравоохранение даже в рамках имеющихся гарантий. Поэтому сегодня в правительстве обсуждаются несколько вариантов решения проблемы устранения имеющегося дисбаланса.

Первый вариант – выделение большего количества средств на здравоохранение. Понятно, что в условиях кризиса и даже при нормальном развитии экономики не возможно все средства направлять на здравоохранение. Тем не менее, государство пытается решать эту проблему. С одной стороны, работники здравоохранения часто жалуются на недостаток средств. И эти жалобы вполне обоснованы. Но с другой стороны – ни одна бюджетная сфера не получила столь мощное притока денежных средств за последние 12 лет, как здравоохранение. Начиная с приоритетного проекта «Здоровье» в 2006 году и далее через целый ряд целевых программ, включая программу модернизации, которая была проведена в сфере здравоохранения, а также переход на эффективный контракт, отрасль получила серьезные денежные вливания.

Но в то же время здравоохранение – крайне ресурсоемкая сфера, и не возможно всех обеспечить всем. В этой связи Минфин предлагает другой вариант – сокращение объема госгарантий. Понятно, что по целому ряду причин государство не может пойти на резкое уменьшение объема бесплатных медицинских услуг, но есть компромиссный вариант – это уточнение, регламентация объема госгарантий. По словам Кадырова, государство достаточно давно идет по этому пути, однако населения не всегда обращает на это внимание. Например, бесплатно в рамках госгарантий пациентам предоставляются не все лекарства, а только те, которые вошли в перечень жизненно необходимых, важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). То же самое касается медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, бесплатно гражданам предоставляются только те импланты, которые вошли в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ. Тем самым государство пытается найти хотя бы частичный баланс между потребностями и реальными возможностями.

Наличие этих перечней объективно означает определенное ограничение доступа к некоторым препаратам, медицинским изделиям и технологиям. Получается, что что-то государство дает бесплатно, но за что-то предлагает заплатить.

Читать еще:  Льготы инвалидам 1 группы в белоруссии

И здесь возникает закономерный вопрос: наша Конституция допускает ли формирование таких перечней? Допускается ли создание определенных ограничений в плане предоставляемых препаратов, медизделий, технологий и так далее для лечения граждан?

И если Конституция гарантирует бесплатность медицинской помощи, но зубопротезирование у нас в стране в подавляющем большинстве платное, не нарушается ли повсеместно и на разных уровнях основной закон?

Статья 41 п. 1 Конституции гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Здесь по поводу платности и бесплатности ничего не говорится. Соответствующие услуги могут осуществляться как в рамках бесплатного оказания помощи, так и за счет средств самих граждан. Но далее сказано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно…»

Казалось бы, все ясно. Куда ж яснее! Но дальше в тексте Конституции следует уточнение: «за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

То есть российская Конституция не гарантирует безусловную бесплатность медицинской помощи, а только за счет и в пределах соответствующих источников.

Что касается зубопротезирования, то оно не имеет государственного источника финансирования, который просто не определен. Поэтому строго в соответствии с Конституцией зубопротезирование является платным, подчеркивает Фарит Кадыров. Поэтому Конституцию все мы в целом не нарушаем.

Другое дело, если гражданин решил обратиться к терапевту, который принимает не в той поликлинике, к которой он привязан, а к терапевту в психиатрической больнице. Что ему скажет этот врач по поводу оказания бесплатной помощи? Скорее всего он ответил, что бесплатная помощь оказывается, но скорее по основному профилю медицинского учреждения. Потому что финансовое обеспечение психиатрических учреждений в части бесплатного оказания терапевтической помощи пациентам, проживающим на данной территории, не предполагается. Нет источника – нет гарантий.

Итак, если говорить о соответствующих перечнях госгарантий, то законодательство говорит о том, что бесплатно предоставляется только то, что вошло в соответствующие перечни препаратов, услуг и медизделий. Все, что не вошло, должно предоставляться за соответствующую плату.

Возникает закономерный вопрос: как это должно происходить на практике?

Пациент хочет заменить бесплатно предоставляемый препарат на более качественный, который не вошел в перечень. Каков алгоритм решения проблемы? Должен ли пациент купить сам лекарство? Обязано ли учреждение закупить это лекарство? Либо пациент должен оплатить только разницу между стоимостью соответствующих препаратов?

Механизма конкретного нет. Медицинское учреждение зачастую попадает в ситуацию, когда страховые компании выносят им штрафы, если лечение было оплачено по полному тарифу, а врачи использовали импланты или медикаменты, которые купил сам пациент или которые были приобретены за его счет. Медучреждению приходится возвращать стоимость оплаты и еще платить штраф, хотя организация действовала в полном соответствии с законодательством.

То есть получается, что вопросы оказания как бесплатной, так и платной медицинской помощи населению недостаточно законодательно урегулированы, зачастую не хватает подзаконных актов, которые бы конкретизировали эти вопросы и создали соответствующий механизм.

Причем это проблема не только федеральная, отмечает замдиректора ЦНИИ ОИЗ. «Многие вопросы невозможно решить на федеральном уровне. У нас имеется распределение полномочий в сфере здравоохранения. Это зона совместной ответственности Российской Федерации и субъектов. Поэтому многие из этих проблем могли бы решаться на уровне субъектов, например, в рамках тарифного соглашения, где было бы прописано, каким образом при оказании помощи в рамках ОМС решается вопросы приобретения пациентом или приобретения организацией в его интересах соответствующего препарата и так далее, – отмечает Фарит Кадыров. – Если этого не сделать, происходит либо вымогательство со стороны учреждения, либо появляются теневые механизмы приобретения медикаментов, либо вводятся необоснованные штрафные санкции. В итоге пациенты зачастую лишены доступа к необходимым, более качественным технологиям, лекарствам в силу того, что учреждения боятся получить соответствующие взыскания и штрафы, не рискуя их вообще оказывать».

Содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь по Конституции РФ

Каждый человек должен знать свои обязанности и права, особенно те, что касаются личного здоровья и здоровья своих близких. Так можно избежать ошибок и даже спасти жизнь. Почему же все-таки важно знать свои права и как правильно ими пользоваться? Давайте рассмотрим.

Законодательная база и правовые акты

  1. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, то есть бесплатное медицинское обслуживание, согласно конституции Российской Федерации, статьи номер 41. Это основной закон, регламентирующий рассматриваемый нами вопрос. Его выполнение должно обеспечиваться государством.
  2. Государство Российской Федерации предоставляет охрану здоровья всем людям независимо от возраста, происхождения, отношения к религии, языка и даже национальности, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 5.
  3. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту в том случае, если пропало здоровье, в обязанность входит реабилитация и уход за больным, назначение инвалидной группы и финансовое обеспечение, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 8.
  4. Медицинские сотрудники не имеют права отказать в оказании медицинского обслуживания, согласно ФЗ No323-ФЗ, статьи номер 11.
  5. Информация о лечении и состоянии здоровья больного, а также о болезни полученная при медицинском обследовании составляют врачебную тайну, согласно ФЗ No323-ФЗ, статьи номер 13.
  6. Несовершеннолетний тоже имеет право в сфере охраны его здоровья, к примеру, проходить в учебных учреждениях медицинские осмотры, а также получать реабилитацию и медицинскую помощь, а дети, которые не имеют родителей с четырех лет могут лечиться в больницах или поликлиниках, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 54.
  7. Право на лечение и оздоровление каждого гражданина с помощью реабилитации и санитарно-курортного лечения в лечебно-оздоровительном месте или на курорте, согласно ФЗ 323-ФЗ, статьи номер 40.
  8. Право на присутствие родственника или отца на рождении дитя, согласно ФЗ 323-ФЗ, статьи номер 51.

Таким образом право на охрану здоровья право и на медицинскую помощь установлено действительным законодательством. К этому врачам стоит относиться серьезно.

Право на охрану здоровья

Регламентирует ФЗ No 323-ФЗ статья номер 18. Согласно этому законодательному документу, каждый, как молодой, так и пожилой, имеет полномочие на охрану его здоровья. Чтобы этого достичь государство старается заботиться об охране нашей окружающей среды, следит за качественными условиями изготовления и поступление продуктов в магазины, а также за надлежащей медицинской поддержкой всем гражданам Российской Федерации.

Право на медицинскую помощь

Право на медицинскую поддержку регламентирует ФЗ No 323-ФЗ, статья номер 19. Согласно этому закону каждый гражданин РФ имеет полномочие на медицинское обслуживание в соответствии с госгарантиями и при этом не имею денег. Устой, по которому производится оказание помощи определяется Российским законодательством. Также гражданин может выбрать себе лечащего врача, методы диагностики и надлежащее лечение.

Читать еще:  Какие льготы у инвалида 3 группы

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Важно знать: эта программа была создана для того, чтобы обеспечить конституционным правом каждого гражданина РФ в отношении оказания бесплатной медицинской помощи. Благодаря ей существует перечень форм и видов оказываемой медицинской помощи, при каких условиях и состояниях такая помощь оказывается бесплатно, также показаны нормативы средних финансовых затрат по этой программе, ознакомят со структурой по которой формируют тарифы на оказание помощи. Рассчитываются показатели на одного жителя в год.

Виды медицинской помощи, предоставляемой без взимания платы

Без денег можно получить следующую медицинскую помощь:

  1. Первичное медицинское обслуживание проходит в амбулаторных условиях и на дневном стационаре. Сюда входит наблюдение за течением всего курса беременности, самой реабилитации, лечение любых состояний и заболеваний, наличие диагностики и профилактики лечения. Помощь оказывается медицинскими работниками, которые имеют среднее медицинское образование. Сюда также входит первичное врачебное обслуживание, будь то терапевт или педиатр.
  2. Специализированное медицинское обслуживание с помощью врачей специалистов тоже на дневном стационаре или в амбулаторных условиях. Включает в себя саму реабилитацию, лечение любых состояний и заболеваний, наблюдение за течением всего курса беременности, а также диагностика и профилактика лечения.
  3. Помощь, связанная с высокими технологиями, она включает в себя использование более новых методов диагностики и лечения, с помощью уникальных роботов и новых методов генной современной инженерии, они разработаны на основе научных достижений.
  4. Скорая специальная медицинская помощь, которая должна оказываться в очень тяжелых и экстренных ситуациях. К примеру, это может быть несчастный случай, тяжелое интоксикации, травмы и заболевания при которых нужна срочная и неотложная помощь. Такая помощь может оказываться как на месте происшествия, так и в амбулаторных условиях или на дневном стационаре. Она включает в себя правильную транспортировку для сохранения здоровья или даже спасения жизни. Такая эвакуация включает в себя бригаду высококвалифицированных сотрудников, которые могут оказать помощь в машине с нужным и специализированным оборудованием.
  5. Паллиативное оказание помощи. Такая помощь является бесплатной, оказывается медицинскими работниками, которые прошли специальное обучение для того, чтобы оказывать паллиативную помощь. Такая помощь необходима для того, чтобы облегчить жизнь неизлечимо больных людей, в том числе и полное обезболивание. Возможен выезд сестры на дом.
  6. Реабилитация. Вид помощи необходимый для лечения, как в амбулаторных условиях, так и на дневном стационаре, с помощью медикаментозной и не медикаментозной терапии, направленное на восстановление функции органов или целой системы нашего организма, ранняя диагностика и профилактика острых заболеваний, и самое важное – сохранение работоспособности больного.
  7. Медико-генетические консультации и обследования, так же консультации в отношении планирования семьи.

Медицинская помощь иностранцам

Гражданин другой страны на территории России имеет права и обязанности наравне с коренными жителями страны. В России медицинское обслуживание для гостей из других стран может быть, как платное, так и бесплатное. Платное в том случае, если иностранец прибыл на территорию РФ по визе или по миграционной карте, но при этом не имеет вида на жительство и разрешения на кратковременное проживание. Тогда оказание медицинской помощи будет платное в соответствии с валютой той страны, если не учитывать несчастные случаи.

Чтобы иметь право на бесплатное лечение, нужно быть застрахованным в системе ОМС. Получить страховку могут временно или постоянно проживающие гости в РФ, а также те, кто работают по трудовому договору, пенсионеры, несовершеннолетний ребенок, студенты, которые учатся по очной форме. Тот, кто имеет временное жительство получит страховку на время пребывание в стране, на постоянное жительство – получит страховку без срока действия.

Обратите внимание: застрахованный иностранец на территории России имеет право, как и коренные граждане выбрать себе врача и поликлинику или больницу в которой хочет обслуживаться. Получается иностранец, имея страховку может обслуживаться бесплатно благодаря программы госгарантий. Если страховки нет тогда медицинское обслуживание будет оказываться только после предоплаты или письменной гарантии об оплате.

Важно: бесплатное медицинское обслуживание для иностранцев будет лишь экстренное, к примеру, если несчастный случай, острые состояние или отравление, которое срочно требует медицинское вмешательство.

Права пациента при оказании ему медицинской помощи

Права гражданина на получение медицинской помощи записаны в Законе об охране здоровья:

  1. Выбор лечащего врача, семейного врача с учетом согласия обеих сторон, и выбор медицинского заведения, больница или поликлиника с заключением договора о страховке.
  2. Адекватное и уважительное отношение к лечащемуся со стороны персонала.
  3. Возможность консультирования и с другими врачами вплоть до создания консилиума.
  4. Лечение и обследование в чистых и ухоженных помещениях, которые отвечают санитарным нормам.
  5. Снятие боли различными способами и медикаментами для комфорта пациента.
  6. Право на врачебную тайну. Сюда входит информация о состоянии здоровья больного, о его обращении за помощью, также о диагнозе и самом заболевании. Для того, чтобы использовали данные больного в других заведениях, учебных и профилактических нужно личное подтверждение больного.
  7. Согласие на медицинскую операцию или хирургическое вмешательство. Если состояние больного не позволяет дать согласие из-за комы или отсутствия сознания, тогда собирается консилиум и решает вопрос жизни и смерти.
  8. Отказ от операции или хирургического вмешательства. Этот отказ фиксируется и подписывается в медицинских документах. Однако есть ситуации, когда право может быть ограниченным. К примеру, когда больной страдает от заболеваний, которые могут нанести вред окружающим людям, также тяжелые психические расстройства и те, кто сделали тяжелые преступления.
  9. Получение информации о своем здоровье и передача этой информации тем, кого выбрал пациент.
  10. Разрешение на посещение к больному адвоката с целью защитить права лечащегося.
  11. Материальная компенсация ущерба, если нанесли вред больному при оказании медицинской помощи.
  12. Допуск священника, а также на исполнение религиозных обрядов вплоть до выделения отдельной комнаты или помещения.
  13. Возможность воспользоваться услугами медицинской страховки.

Важно: если права пациента нарушили, он имеет право написать жалобу и обратиться с ней к руководителю медицинского учреждения, а также в суд.

Очень полезно знать свои права и обязанности в отношении медицины. Есть ряд нормативных документов и законов Российской Федерации, которые помогают нам знакомиться с правами гражданина. База законов с каждым годом все более усовершенствуется для того, чтобы создать комфорт живущим людям в России, и обеспечить хорошим здоровьем и доступными медицинским лечением. Для этого существует много видов помощи, а также курорты и лечебно-оздоровительные программы. Бесплатная медицина существует, и она не далеко от каждого из нас. Благодаря изучению своего права есть возможность пользоваться этими благами, даже гостям из других стран.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector