0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Место в детском саду закон

Как попасть в детский сад, даже если там нет мест и большая очередь

Одинокая мама из поселка в Ленинградской области записала сына в детский сад недалеко от дома. Ребенку к тому времени не было еще и двух лет. Она выбрала два подходящих садика, подала заявление, но получила отказ. Администрация сказала: «В этих садиках мест нет, там очередь и детей до двух лет не берут. Приходите в следующем году».

Вместо садика на полный день ей предложили место на полдня и в 50 км от дома. Возить сына так далеко мама не могла. Зато она могла подать в суд на администрацию, которая не обеспечила ребенку место в детском саду рядом с домом. Вот как эта мама боролась с районной администрацией и двумя судами. Ее сын уже ходит в садик рядом с домом, а упорству позавидуют многие юристы.

Почему ребенку не дали место в яслях?

Мама выбрала два детских сада, в которые ей было удобно водить ребенка. Сад нужен был на полный день и с яслями. Но таких групп в этих садиках не было, или места ждали еще десятки семей. Администрация приняла заявление мамы, но в нужные сады ребенка не зачислила. Предложили неудобное место и короткий день.

Администрация не может бесконечно растягивать группы в детских садах, потому что есть санпины. А перед этой мамой зачисления ждут другие семьи, которым тоже надо устроить детей. Их права не могут пострадать из-за интересов конкретной родительницы, пусть даже очень настойчивой и нуждающейся.

Все это обычные аргументы любой администрации в любом регионе России: нет мест, ждите. И родители ждут до трех лет или выбирают садик в другом районе. Кто-то платит за частный детский сад, увольняется с работы, нанимает няню или решает вопрос тем способом, за который могут наказать по статье 291 уголовного кодекса. (Чтобы вам не кликать — там про взятки.)

Почему мама так настойчиво требовала место для ребенка?

Она воспитывает и содержит сына одна. Ей нужно отдать его в садик на полный день, причем не за десятки километров от дома, а как можно ближе. Ждать трех лет нет возможности: нужно работать.

Мама прочитала закон, который гарантирует всем доступное и бесплатное дошкольное образование, узнала о возможности выбрать три подходящих садика и потребовала место именно там. На предложения администрации она не согласилась. А когда стало понятно, что мирно договориться не получится, пошла в суд.

У мамы было два требования:

  1. Признать бездействие администрации по зачислению ребенка незаконным.
  2. Зачислить ребенка в детский сад на полный день, рядом с домом и до того, как ему исполнится три.

Защищать свои права пришлось в трех инстанциях — одинокая мама дошла до Верховного суда.

Что сказали суды?

Районный и областной суды 👎

В зачислении могут и отказать, если именно в этом дошкольном учреждении нет мест. Это единственная причина для отказа, и она предусмотрена законом.

Конституционный суд говорил, что это не нарушение прав.

Все родители стоят в очереди, в том числе льготники. Никто не может пролезть вперед в ущерб другим семьям: всем надо на работу, у всех нет денег и все хотят устроить детей в садик. Ущемлять права одной мамы, чтобы соблюсти интересы другой, не положено.

Мама обвиняет местные власти в бездействии. Они и правда должны делать все, чтобы дети могли пойти в сад. Но администрация и так все делает: создала 1000 новых мест, предложила маме на выбор два садика. Ну и что, что на полдня или далеко от дома, но ведь предложила же. Семьям с детьми платят пособия и всячески их поддерживают. Нет тут бездействия, а мама неправа и получает отказ по обоим требованиям.

Организацией доступного и бесплатного дошкольного образования занимаются местные власти.

Все родители имеют право выбирать садик рядом с домом. Если нет мест, в приеме могут отказать. Тогда надо обращаться в администрацию и искать место в другом саду.

При этом именно власти обязаны сделать все, чтобы детям хватало мест. Не по очереди и не в следующем году, а всем, кто именно сейчас в этом нуждается и подал заявление. Если в регионе нет денег, можно попросить в федеральном бюджете. Можно что-то пристраивать, плотнее комплектовать группы, строить новые сады, планировать загрузку на годы вперед. Все это проблемы властей, а не родителей, алло!

Еще раз: работа администрации — чтобы места были. Если мест нет — это ваши, администрация, проблемы. Крутитесь, я не знаю.

Мальчику исполнилось полтора года — он имел право на садик. Мама воспитывает его одна. Сад за 50 км или на полдня ей не подходит: она не сможет работать.

Значит, администрация хоть и предложила альтернативу, но все равно не выполнила свои обязанности по устройству ребенка в детский сад. И нарушила права конкретного ребенка на доступное дошкольное образование.

Итог. Решения двух инстанций отменили как незаконные, и дело даже не отправили на пересмотр. Верховный суд сам принял окончательное решение. Бездействие местной администрации признали незаконным. А второе требование — о зачислении ребенка — удовлетворять уже не пришлось. Когда стало ясно, что мама не остановится, ее сына зачислили в детский сад возле дома прямо в середине учебного года. Так что это требование администрация выполнила до заседания судебной коллегии.

Не расстраивай маму.

А толку было ходить по судам, если ребенка все равно зачислили?

Толк ходить по судам был. Во-первых, если бы в первой инстанции вынесли законное решение — а там вынесли незаконное и с нарушением прав, — то мальчик попал бы в сад на год раньше. И мама могла бы выйти на работу, получать зарплату и не тратиться на нянь. Суды в других регионах выносили решения в пользу родителей, но в Ленинградской области что-то пошло не так.

Во-вторых, бездействие администрации признали незаконным. А государство отвечает за незаконное бездействие органов власти — деньгами. То есть мама может требовать возмещения ущерба. Например, утраченный заработок за год судов или моральную компенсацию. Без решения суда о незаконном бездействии добиться этого невозможно. А теперь у администрации нет шансов доказать отсутствие вины, а у мамы есть реальный шанс получить деньги из бюджета. Как сделал должник, который отсудил у государства 32 тысячи рублей за то, что приставы его не предупредили о запрете на выезд.

Читать еще:  Когда записывать ребенка в детский сад

Даже если она не захочет снова идти в суд, это решение может пригодиться другим семьям. Сейчас как раз решаются вопросы зачисления детей в школы и детские сады на следующий учебный год. Многие родители слышат: «Нет мест». Но это проблемы администрации. Если вам положено место — требуйте его, как сделала эта мама. Если решите идти в суд, изучите определение судебной коллегии и используйте эти аргументы.

Предоставление места в детском саду

Консультация, юридическая правовая оценка

Ребенку 2 года и 2 месяца, есть ли закон, согласно которому я могу требовать от властей предоставление мне детского сада. Если нет то, какие выплаты должны выплачивать, если ребёнку в 2 года и 2 месяца не предоставили место в детском саду??

Гарантированный ответ в течение часа

В консультации принимали участие

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка. Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь ряда норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

— всеобщего равенства возможностей для развития личности;
— всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

— с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно- заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»);

— для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).

— родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Читать еще:  Как записать ребенка в детсад

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

— состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

— его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

Роль муниципалитета

Теперь разберемся с ролью муниципалитета в обеспечении предоставления дошкольного образования в детских садах и когда вашему ребенку обязаны предоставить место в садике с момента вашего обращения в муниципалитет или его управление образования.

Начнем с Конституции:

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции (т. е. и вышеуказанных двух статей – Прим. авт.) составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Все вместе эти положения означают, что орган местного самоуправления (муниципалитет и его структурно- отраслевые подразделения, в том числе подразделение по управлению образованием) не может совершать действий, осуществлять бездействие или принимать нормативные акты, противоречащие или не соответствующие положениям Конституции и федеральных законов. Таким образом утверждается публично- правовой характер наделяемых муниципалитету законом полномочий и обязательств. Принцип публичного права можно коротко описать так: «все, что не разрешено законом, то запрещено».

Следуя положениям статьи 12 Конституции РФ, федеральный законодатель абзацем 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области местного самоуправления закрепил за федеральными органами государственной власти полномочия правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относится и организация местных детских садов. Это в том числе означает, что муниципалитет не вправе самовольно устанавливать сроки исполнения своих публично- правовых обязательств, а также переносить сроки исполнения этих обязательств, если только федеральным законом ему не дано такое право.

Частью 4 статьи 7 этого закона конкретизированы положения статьи 15 Конституции: «Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации«.

Дает ли право федеральный закон муниципалитету устанавливать сроки при распределении мест в детские сады?

Вопросы, связанные с реализацией права на образование, в том числе и его предоставлением, рассматривает Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Статьей 31 к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения предоставления дошкольного образования федеральный законодатель отнес: организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Перечень полномочий этим исчерпывается, права полного или частичного неисполнения этих полномочий не предусмотрено. Это понятно: если у муниципалитета будет право не исполнять эти свои полномочия в той или иной мере, ни о какой общедоступности дошкольного образования говорить не придется.

Если муниципалитет дает места одним сверстникам по факту их наличия, а другим не дает по факту отсутствия мест, то это означает, что первые будут нарушать права других путем осуществления своих прав, что прямо противоречит части 3 статьи 17 Конституции.

Тогда какой же срок есть у муниципалитета для исполнения своих полномочий, если этот срок не оговорен в положениях Закона РФ «Об образовании»?

Так как дошкольное образование в муниципальном детском саду не обязательно, но гарантировано, то для реализации нашим ребенком права на него мы должны обратиться в муниципалитет – без этого обращения он не обязан искать нас и интересоваться, почему это мы не хотим отдать ребенка в детский сад. Сроки работы с обращениями граждан регулирует статья 12 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59- ФЗ, часть 1 которой устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Поскольку законодательство запрещает муниципалитету уклоняться от исполнения своих полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (а обеспечение наличия свободного места в детском саду, в том числе его создание, является именно организационным вопросом), то ваше обращение в муниципалитет о предоставлении места в детском саду по месту жительства должно быть не просто рассмотрено в течение месяца, но и удовлетворено!

В случае же если вам отказывают на основании отсутствия свободных мест, вам необходимо обратиться в муниципалитет не только за предоставлением места, но и за его созданием (обеспечением наличия), а отказ на такое заявления будет совершенно незаконным, что даст вам возможность обжаловать его в суде или через прокуратуру.

Читать еще:  Комиссия по комплектованию детских садов

Распределение детей в детский сад: зачисление ребенка в 2019-2020.

Даже многодетные родители не всегда знают, как происходит зачисление ребенка в детский сад 2019. Это происходит потому, что законы постоянно меняются, по всей стране строятся новые сады. То, что было актуально еще год назад, сейчас уже не действует. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с зачислением малыша в дошкольное заведение.

Общие правила.

Если родители против того детского сада, в который предварительно был записан их ребенок, они должны сообщить об этом в управление образования по месту проживания.

В этом уведомлении также нужно передать сведения о желаемом учреждении. Если там останутся свободные места, ребенка переведут.

В законодательстве нашей страны есть правило, в соответствие с которым ребенок должен получить место в ДОУ не позднее месяца после обращения заявителя (мамы или папы).

Но иногда родители хотят пойти в садик немного позднее, это они также должны написать в своем заявлении. Но законодательство не всегда отвечает современным реалиям. Зачастую мест в сад не хватает.

Обратите внимание! Согласно Конституции, граждане нашей страны вправе требовать одинаковые возможности для личностного развития и образования. Поэтому в случае отказа Вы можете подать апелляцию.

Кого зачисляют в детский сад в первую очередь.

В 2019-2020 году для распределения предусмотрена электронная очередь. Причем, она не одна.

Существуют сразу две очереди:

  • Первая — для льготников,
  • Вторая — общая, для всех остальных.

В первую очередь попадают дети, которые:

  • растут без дедушек и бабушек,
  • живут с опекунами,
  • являются членами многодетной семьи,
  • живут в неполной семье.

А также дети, у которых сестра или брат уже ходит в выбранный детский сад.

Кроме того, льгота первоочередного поступления предоставляется детям, родители которых:

  • работают в детском саду,
  • являются инвалидами,
  • матерям одиночкам,
  • работают в прокуратуре, полиции или следственном комитете,
  • являются военнослужащими.

Обратите внимание! Материнский капитал — это отдельная льгота, никак не влияющая на поступление в ДОУ.

Эти дети будут зачислены в садик первыми, а все остальные дети пойдут в порядке очереди, которая зависит от даты, когда было подано заявление.

Процедура комплектации группы.

Когда комплектуется группа детского сада, сначала учитывают:

  • наличие льготы,
  • день подачи заявления,
  • возраст малыша,
  • вид желаемого детского сада, указанный родителями.

Родители должны быть готовы представить следующие документы для зачисления в детский сад:

  • документ о прививках (если ребёнок без прививок, то оформленный письменный отказ от прививок и от противотуберкулёзной помощи),
  • выписку о составе семьи от паспортистов,
  • паспорта родителей,
  • полис ребенка,
  • свидетельства о рождении,
  • справку о здоровье, в которой нужно указать, что сам ребенок и его ближайшее окружение полностью здорово,
  • медицинскую карту малыша.

Эти документы приносят в общем случае. Если требуется предоставить ребенку льготное место, родителям нужно подготовить бумаги, подтверждающие их льготу.

Последние изменения зачисления в детский сад.

В 2019 году был предложен законопроект, который предполагал внесение некоторых поправок в процедуру зачисления детей в группы.

Если вкратце, можно выделить следующие нюансы:

  • специалистам детского сада разрешено предоставлять на дому платные услуги по воспитанию и присмотру за детьми младше 7 лет,
  • группы постоянного пребывания должны быть сокращены в 1,5 раза,
  • если мест в детском учреждении нет, то родители получат отказ, причем возраст ребенка не будет играть никакого значения (если родители получили такой отказ, они могут поставить малыша на очередь в другое ДОУ),
  • места в яслях предоставляются на платной основе, декретные выплаты при этом будут продолжены, даже если ребенок уже пойдет в сад.

Разделение по группам в детском саду.

Детей разного возраста зачисляют в различные группы. В общей сложности, их 5:

  • старшая (5-7 лет),
  • средняя (4-5),
  • младшая (3-4),
  • подготовительная младшая (2-3),
  • ясельная (младше 2 лет).

Группы кратковременного пребывания.

Кроме того, существуют и группы, подготавливающие ребенка к детскому садику.

Они называются группами кратковременного пребывания и работают всего несколько часов. Воспитатели за это время стараются адаптировать ребенка к смене привычной обстановки.

В некоторых садах вместе с ребенком разрешается приходить и родителям, это поможет малышу спокойно отнестись к новому окружению.

Чтобы ребенок был принят в данную группу, необходимо решение комиссии по комплектованию. Шансов попасть в сад у ребенка много, обычно в этих группах нет большой очереди.

Однако даже если вашего ребенка не приняли, обратитесь к заведующей напрямую. Она будет держать этот вопрос на контроле, и если какие-то родители откажутся водить своего ребенка в эту группу, зачислят следующего желающего.

ГКП в Москве.

Обратите внимание! Если ребенок находился в группе кратковременного пребывания, это совсем не говорит о том, что он будет ходить в этот же сад.

Принципы зачисления в ДОУ.

Принимая решение о зачислении в детский сад, комиссия руководствуется всего двумя принципами:

  • возрастным,
  • и принципом очередности.

Дело в том, что в дошкольных программах воспитания малышей немаловажную роль играют возрастные различия детей. Отсюда и идет разделение на 5 вышеуказанных групп.

Принцип очередности напоминает нам о том, что дата зачисления в детский сад во многом зависит от дня подачи заявления.

Момент зачисления в ДОУ.

После того, как комиссия приняла решение о зачислении, и родители представили все документы, заведующая должна издать Приказ о зачислении в детский сад.

На это ей отводится 3 дня.

Отказ в зачислении в детский сад.

В нашей стране зачисление в ДОУ происходит по правилам, указанным:

  • в Конституции,
  • в законах федерального значения,
  • в подзаконных актах муниципального уровня.

Поэтому, если родители получили отказ, они могут пожаловаться в:

  • Министерство образования,
  • местное Управление образования.

Кроме того, можно составить исковое заявление в суд. Но, подавая заявление, родители должны помнить, что выиграют дело исключительного тогда, когда будет доказано, что ребенок не получил место незаконно.

Если же свободных мест не было, и все происходило в вышеописанном порядке, никто вам не поможет.

Заключение.

Как видно из статьи, на зачисление малыша в детский сад влияет много различных факторов. Все их нужно знать, а в случае неправомерного отказа, оспаривать такое решение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector