0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида образец

Образец заполнения индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида

Инвалиды нуждаются в различных видах помощи, начиная от материального обеспечения и заканчивая реабилитацией. Комплекс поддерживающих мер позволяет гражданам с ОВЗ жить полноценно, насколько это возможно в их состоянии. В частности, одним из инструментов и гарантов помощи является индивидуальная программа реабилитации инвалидов. Далее более подробно расскажем о том, что входит в ИПРА, что она собой представляет, как её получить и тд.

Что такое ИПРА для инвалидов?

ИПРА представляет собой комплекс действий реабилитационного характера. Разработкой программы занимаются уполномоченные органы, представители экспертизы и медучреждений. Документ гарантирует предоставление инвалиду специальных условий в том или ином виде для обеспечения максимально комфортной жизнедеятельности.

В частности, реабилитационные мероприятия включают в себя меры по компенсации и восстановлению ограниченных функций организма. Кроме того, ИПРА содержит информацию о технических средствах и услугах, которые необходимы инвалиду для поддержания текущего состояния или его улучшения.

Стоит также отметить, что порядок реализации и разработки рассматриваемой программы утверждён Приказом Минтруда России №528н. Приказ помимо всего прочего даёт представление о формах индивидуальной реабилитационной программы (ИПРА).

Общие сведения о ИПРА

В ИПРА, прежде всего, прописываются основания для оказания помощи гражданину с ОВЗ. Плюс, здесь указываются пояснения к вопросам относительно компенсации средств на лечение. Наличие программы у обладателя соответствующего статуса позволяет встать на учёт в Центр занятости. При отсутствии ИПРА инвалид не только не сможет устроиться на работу, но и, например, не получит специализацию, не поступит в ВУЗ.

Как только установлена инвалидность, сразу разрабатывается индивидуальная программа. То есть дополнительно подавать заявление не требуется. Чтобы получить рассматриваемый документ, нужно взять направление на МСЭ (Медико-социальную экспертизу) и пройти освидетельствование. Направление с другими необходимыми документами предоставляется в бюро МСЭ. Как правило, ИПРА разрабатывают в течение 30 дней с момента оформления заявления.

Примечательно, что ИПРА формируют не только после первичного освидетельствования, но также возможно составление карты раз в год или в несколько лет. Либо программа бессрочная. В любом случае при необходимости её можно дополнить соответствующими записями. ИПРА необходима несовершеннолетним и взрослым инвалидам. Срок актуальности программы не связан со сроком, на который дана группа.

Основные разделы ИПРА

Рассматриваемый документ состоит из разделов:

— социальные меры по восстановлению;

— медпрограмма абилитации или реабилитации;

— реабилитационные действия в плане услуг и техники;

— профессиональные мероприятия по абилитации и реабилитации.

Важно! Согласно нововведениям ИПРА обозначили как ТСР и дополнили разделами.

По действующим изменениям программа включает в себя помимо указанных пунктов такие, как:

— помощь в актуальной для инвалида форме для получения им ряда услуг, использования транспорта, общения и тд;

— профессиональная абилитация или восстановление (теперь есть в ИПРА не только взрослого, но и ребёнка);

— технические средства реабилитации (ТСР).

Последние подразделяются на:

— ТСР с услугами по восстановлению, которые предоставляются несовершеннолетнему инвалиду бесплатно (из бюджетных средств) — это отдельная строка в документе;

— ТСР, выделяемые на деньги государства, личный счёт или из иного источника.

Зачем инвалиду ИПРА?

Программа, о которой идёт речь в данном материале, представляет собой важный механизм для осуществления восстановительных мероприятий в отношении человека с ОВЗ. Документ является гарантом того, как реализуются потребности и поддержка социально незащищённой категории граждан.

В 2019 году основное количество реабилитационных процедур реализуется на каждом уровне благодаря наличию ИПРА у инвалида. Например, этот документ необходим при поступлении в средне-образовательные и высшие учебные заведения. То есть реабилитационная программа входит в список запрашиваемых при поступлении документов. Также без ИПРА инвалида не зарегистрируют на бирже труда, так как в программе прописаны рекомендации относительно трудовой деятельности, показания и запреты.

Проще говоря, отсутствие ИПРА усложнит гражданину с ограниченными возможностями процесс трудоустройства, получения образования, а также выдачу необходимых для восстановления технических средств и обеспечение реабилитационными мероприятиями. То есть ИПРА можно считать механизмом, который позволяет инвалиду преодолевать трудности на пути реализации своих возможностей.

Структура ИПРА

Совершеннолетние любой группы и дети-инвалиды получают программу в течение месяца со дня установления им статуса. В целом документ содержит:

— наименование организации, выдававшей карту — ФГУ МСЭ;

— номер программы и дату получения;

— личные сведения об инвалиде, включая Ф.И.О. и дату рождения;

— контактные данные, в том числе телефонный номер;

— выявленные ограничения и присвоенную группу;

— информация для восстановления здоровья.

Обязательно указываются способности инвалида и органы, чьи функции пострадали. Кроме того, вписываются такие данные, как:

— первичная или вторичная подготовка ИПРА;

— срок актуальности программы;

— дата осуществления аттестации;

— день выдачи ИПРА.

Далее следует перечень реабилитационных действий и сроки их осуществления. Указывается организация, гарантирующая проведение данных мероприятий. Делаются отметки по мерам, которые были выполнены или не состоялись.

Порядок оформления ИПРА

В случае, если инвалидность уже установлена, а переосвидетельствование пройдено, подавать заявление на ИПРА не понадобится. Согласно действующему порядку программа будет сформирована автоматически. Но если инвалидность оформляется впервые, получение ИПРА подразумевает получение у врача направления на МСЭ в виде справки №088/у-06, а также предоставление:

— заявления и паспортных данных инвалида;

— медицинских документов, снимков, то есть всего, что подтверждает ограничения;

— документа об образовании;

— копии трудовой книжки (если гражданин работает официально);

— характеристики рабочего места, график;

— справки об инвалидности и ИПРА (если были оформлены ранее).

Читать еще:  Кто изобрел инвалидную коляску

По итогам экспертизы заявитель получает заключение, статус и в указанный день может явиться за программой реабилитации.

Какие виды реабилитации инвалидов предусмотрены в ИПРА

Человеку с инвалидностью приходится преодолевать много сложностей в обычной жизни, которые связаны с работой, постоянным лечением, повседневными делами. А чтобы лучше адаптировать таких граждан к полноценной жизни после присвоения группы каждому инвалиду составляется ИПРА. Однако многие не знают, что это такое, поэтому нужно подробнее разобраться с этим.

Цель ИПРА

Расшифровка этой аббревиатуры такая — индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида. Реабилитация подразумевает под собой помощь в восстановлении после операции или болезни. А понятие абилитации — это комплекс мер, помогающих инвалиду выработать новые функции взамен утраченных и адаптироваться в сложившейся ситуации.

Основные цели ИПРА:

  • приспособление инвалида к жизни в социуме;
  • соблюдение мер по реабилитации здоровья;
  • помощь в получении социальной независимости.

Программа в общем направлена на восстановление здоровья и поднятие уровня жизни человека с ограничением трудоспособности.

Разделы программы

При составлении ИПРА медико-социальная экспертиза (МСЭ) проверяет, насколько нарушены основные функции организма. К ним относятся:

  • ориентация в пространстве и самостоятельное передвижение;
  • возможность обслуживать себя самому;
  • способность к труду и обучению;
  • навыки общения;
  • контроль своего поведения.

Потом эксперты оценивают степень утраты каждого из параметров. И уже после этого на основе обследования они разрабатывают программу, которая поможет компенсировать нарушенные функции. Рекомендованные мероприятия направлены не только на восстановление после болезни, но и на решение психологических проблем.

В ИПРА взрослых и детей-инвалидов есть некоторые различия. Например, в детский реабилитационный план входит обязательный патронаж семьи, а с родителями или опекунами регулярно проводятся консультации с психологом.

Виды реабилитации

Сама программа состоит из нескольких видов реабилитации — медицинская, социальная, профессиональная и психологическая. Таким образом меры по восстановлению охватывают разные стороны жизни человека.

Медицинская

Включает комплексные мероприятия по устранению последствий заболевания и профилактики самочувствия больного. Этот раздел содержит такие подразделы:

  1. Лечение.
  2. Реконструктивная хирургия.
  3. Необходимое протезирование.
  4. Подбор технических средств для восстановления функций.
  5. Проведение для пациента санаторно-курортным лечением.

Социальная

В консультативной форме помогает человеку адаптироваться к общественной жизни. Социальный раздел программы подразумевает юридическую помощь людям со всеми группами инвалидности, а также:

  1. Ознакомление с информацией о положенной реабилитации.
  2. Патронаж семей.
  3. Обучение лечебной физкультуре.
  4. Социально-бытовые консультации.

Профессиональная

Направлена на получение инвалидом образования, которое поможет ему научиться применять свои профессиональные навыки и устроиться на работу. Состоит из следующих подразделов:

  1. Рекомендации о доступных профессиях и условиях труда.
  2. Профориентация.
  3. Помощь в трудоустройстве.
  4. Предоставление технических средств для обеспечения новых условий труда.

Психологическая

Другое ее название — педагогическая и разрабатывают ее для детей и подростков до 18 лет. Направлена на получение ребенком доступного образования, предполагает проведение коррекционной работы по восстановлению социокультурных навыков общения и обучения.

  1. Предоставление дошкольного образования и воспитания.
  2. Прохождение общего курса в школе.
  3. Коррекционные методы работы психолога и педагога.
  4. Обеспечение техническими средствами для помощи в обучении.

Восстановительные меры

Их цель состоит в повышении общего тонуса организма, укреплении иммунитета, возврату к обычной жизни без посторонней помощи. Все это поможет полностью или частично снять ограничения, вызванные болезнью.

Санаторно-курортное лечение

Отдельные категории инвалидов нуждаются в систематическом санаторно-курортном лечении, часто по профессиональному заболеванию. Но получить бесплатное направление в санаторий могут только те пациенты, которые не отказались от набора социальных услуг.

По окончании курса санаторной терапии в ИПРА ставят пометку о проведенных процедурах и о сроках следующего курса с обязательной печатью учреждения.

Обеспечение техсредствами

Граждане с ограниченными возможностями часто нуждаются в специальных приспособлениях и гигиенических принадлежностях. Это необходимо, чтобы компенсировать ограничения в передвижении и решать бытовые проблемы. Перед прохождением экспертизы лечащий врач должен подсказать пациенту, какие средства будут нужны ему для реабилитации:

  • трости при наличии инвалидности по зрению;
  • собака-поводырь для полностью слепых;
  • оборудование в душ, удобные поручни;
  • специальные телефоны и современные слуховые аппараты для слабослышащих;
  • измерители давления, глюкометры, градусники с голосовой функцией;
  • инвалидные кресла, костыли, ходунки;
  • подгузники и абсорбирующее белье для лежачих инвалидов;
  • ортопедические матрасы от пролежней, подушки.

Протезирование

Больным с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы для полного восстановления требуется протезирование. По ИПРА человеку положены все виды протезов, кроме зубных. Также при отдельных заболеваниях пациентам нужны корсеты, туторы, шарнирные конструкции для конечностей, специальные стельки.

Все это должно быть предусмотрено в программе, чтобы инвалид смог получить требуемые средства бесплатно.

Оформление

Не все граждане с инвалидностью знают, где можно получить ИПРА. А для этого придется пройти комиссию МСЭ, результаты которой и будут основанием для оформления плана реабилитации.

Направление на МСЭ

Оформление документа начинается с получения направления на медкомиссию, которое выдает лечащий врач. Однако перед этим он должен направить больного на дополнительные обследования, чтобы на основе этих анализов и осмотров назначить медико-социальную экспертизу.

Пакет документов

К обязательной документации для предъявления на МСЭ относится:

  • паспорт;
  • справки с результатами медосмотров;
  • амбулаторная карта;
  • направление;
  • 2 экземпляра заявления.

В бланке заявки должны быть указаны Ф. И. О. пациента, его СНИЛС, паспортные данные, фактический адрес проживания. Также обязательно нужно написать название бюро МСЭ, где будет проходить комиссия, поставить дату и подпись заявителя, печать и подпись лечащего врача.

Заявление

Сам текст заявки должен состоять из просьбы о проведении экспертизы и ее целях. А для более эффективного составления карты реабилитации также нужно указать:

  • все типы восстановительных мер, в которых нуждается пациент с их краткой характеристикой;
  • средства для улучшения качества жизни больного;
  • дополнительные пожелания с пометкой «Прошу обратить внимание».
Читать еще:  Как узнать рабочая группа инвалидности или нет

Внесение изменений

Корректировка программы возможна при следующих обстоятельствах:

  • состояние инвалида улучшилось или ухудшилось, что требует поправок в мерах реабилитации;
  • нужны рекомендации для работодателя с указанием трудовых ограничений;
  • пациента переводят на постоянный стационар.

Чтобы внести конкретные изменения в ИПРА необходимо заново обратиться к лечащему врачу. Он выдаст направление на повторную медицинскую экспертизу, по результатам которой будет составлен новый индивидуальный план.

По закону выполнение рекомендаций по реабилитации для инвалида является добровольным. Однако если медицинские работники просят отказаться от получения ИПРА, то это считается незаконным. Без такого документа человек с инвалидностью не сможет претендовать на прописанные средства и лекарства бесплатно, что нарушит его права.

Индивидуальный учебный план по ИПРА ребенка-инвалида
материал

Индивидуальный учебный план по ИПРА ребенка-инвалида

Скачать:

ВложениеРазмер
individualnyy_uchebnyy_plan_po_ipra_rebenka-invalida.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приказом № ___ от__________ 201____

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ

1. Фамилия, имя, отчество ребенка: ФИО

2. Дата рождения: 01.10.2009 года

3. Место жительства: г.Владимир, ул.Привокзальная, д.5

4. Срок реализации ИПРА №111111111 : д о 01.01.2021

Исполнители проведения мероприятия

Условия по организации обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития)

АООП для детей с ОВЗ (с ЗПР)

Специальные педагогические условия для получения образования :

— щадящий режим дня для ребенка-инвалида

— создание образовательной коррекционно-развивающей среды

— мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении.

— специальные учебные пособия и дидактические материала для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.

Режим дня для ребенка-инвалида

2. Психолого-педагогичес-кая помощь

Консультирование родителей/законных представителей об особенностях организации коррекционной работы в образовательной организации

Не менее 2 раз за период действия ИПРА

Консультирование родителей/законных представителей о результатах выполнения ИПРА

Проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционных занятий с учителем-дефектологом

Расписание занятий с учителем-дефектологом

2 раза в неделю

По заключению ТМППК №… от 01.01.2018

Проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом

Расписание занятий с учителем-логопедом

2 раза в неделю

По заключению ТМППК №… от 01.01.2018

Проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционных занятий с педагогом-психологом

Расписание занятий с педагогом-психологом

2 раза в неделю

По заключению ТМППК №… от 01.01.2018

СОГЛАСОВАН с родителями (законными представителями)

________________________ ____________________________ ________________________

Фамилия И.О. Подпись Дата

Инструктор физической культуры:_______________

  1. Условия по организации обучения

Учебный план составлен в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.

2. Психолого-педагогическая помощь

Ребенок – инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка –инвалида имеет ограничения по степени выраженности:

  1. способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

I степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств

  1. способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

II степень — способность к контролю за своим поведением постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц

  1. способность к общению (способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации) :

I степень – способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

  1. способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

I степень – способность к обучению к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены;

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи

и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем

восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:

1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися е ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая е учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям

(профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только

элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные

возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными

нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в

соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, дееспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Работа педагогов с ребенком-инвалидом осуществляется на подгрупповых занятиях в соответствии с расписанием и индивидуальные занятия в соответствии с планом индивидуальной работы. Коррекционная работа проводится в режимных моментах, в совместной деятельности педагога с ребенком.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector