0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конвенция о правах инвалидов беларусь

Что даст Беларуси подписание и ратификация Конвенции о правах инвалидов?

После восьмилетней подготовки Беларусь подписала Конвенцию о правах инвалидов. Следующими важными действиями должны быть ратификация и имплементация международного документа. ОО «БелАПДИиМИ» стала активным участником пресс-конференции «Подписание Конвенции о правах инвалидов (ООН) Республикой Беларусь», которая состоялась в Минске 14 октября 2015 г. Организатор мероприятия — ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью».
Для чего была разработана Конвенция, и какие изменения принесет Беларуси ее подписание и ратификация?

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней были приняты 13 декабря 2006 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и были открыты для подписания 30 марта 2007 года. Конвенцию подписали 82 стороны при одной ратификации, тогда как Факультативный протокол был подписан 44 сторонами. Таким образом, в этот день в подписании Конвенции приняло участие максимальное число сторон за всю историю подписания конвенций ООН в день их открытия для подписания. Она представляет собой первый всеобъемлющий договор в области прав человека XXI столетия и является первой конвенцией о правах человека, открытой для подписания региональными организациями интеграции. Данная Конвенция знаменует собой «смену парадигмы» в том, что касается отношения и подходов к инвалидам.

Конвенция разрабатывалась в качестве документа по правам человека, в котором будет четко сформулирован аспект социального развития. В нем представлено общее распределение инвалидов по категориям и вновь указано, что все лица с любыми формами инвалидности должны пользоваться всеми правами человека и основными свободами. В Конвенции разъясняется и определяется, каким образом все категории прав могут быть применены к инвалидам, и указываются области, которые требуют внесения изменений, позволяющих лицам с ограниченными возможностями эффективно осуществлять свои права, и области, в которых их права нарушаются и в которых необходимо укрепить правозащитные механизмы.

На 12 октября 2015 года состояние подписания Конвенции в мире:

— 159 стран – подписало Конвенцию; 92 страны также подписали Факультативный протокол;

— 156 стран ратифицировали и присоединили Конвенцию; 86 стран – ратифицировали Факультативный протокол.

Указ Президент РБ 401 24.09.2015 О подписании Республикой Беларусь Конвенции о правах инвалидов – первый шаг к подписанию Конвенции. 28 сентября 2015 года подписание Конвенции А.Г. Лукашенко в Нью-Йорке, в ООН – международная ратификация. Следующие необходимые шаги – ратификация, имплементация и использование Конвенции, как основополагающего документа для национальной политики инвалидности.

Подписание Конвенции о правах инвалидов Республикой Беларусь может иметь беспрецедентные по прогрессивности последствия для всего белорусского общества. Несмотря на то, что Конвенция не привносит ни одного нового или дополнительного права для лиц с инвалидностью, она крайне важна и актуальна. Конвенция несет нам инновационное понимание проблемы инвалидности как проблемы доступа к правам человека для людей ввиду имеющихся у них разных форм инвалидности. И ограничение в доступе к правам человека ввиду инвалидности – не что иное, как дискриминация. Один из основополагающих принципов Конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны быть защищены от любой дискриминации со стороны как государственных, так и частных структур. Из этого следует, что любой закон или любая законодательная мера, запрещающие дискриминацию или гарантирующие принцип равного обращения, должны также применяться как к частным лицам и частным структурам или предприятиям, так и к государственным учреждениям и органам.

Важным фактором Конвенции является конкретизация ряда прав человека, исходя именно из проблемы инвалидности. Это позволяет формировать более адекватные национальные и местные политики инвалидности. Следует отметить, что последнее свойство Конвенции уже заложено в основу социальной защиты лиц с инвалидностью в Беларуси («Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества»).

Следует подчеркнуть, что принятый Указ означает политическую волю страны в присоединении и последующей возможной ратификации Конвенции. Т.е. с момента вступления в силу Указа, Конвенция еще не имеет юридической силы. Для того чтобы Конвенция приобрела полную юридическую силу на территории Беларуси, необходимо реализовать как ряд формальных процедур и существенных содержательных изменений на национальном уровне.

Государство становится участником Конвенции и Факультативного протокола путем подписания и ратификации этих документов и присоединения к ним. Подписание и ратификация Конвенции являются предварительным и необходимым условием Подписания и ратификации Протокола. Государство может подписать только Конвенцию и отказаться от подписания Факультативного договора. Государство должно составить документ о ратификации, об официальном подтверждении или о присоединении, подписанный главой государства, главой правительства или министром иностранных дел. Таким образом различается международная ратификация Конвенции от национальной.

В соответствии с белорусским правом, необходимо, чтобы Национальное собрание, в соответствии с требованиями норм законотворческой деятельности, приняло закон или законы о присоединении к Конвенции, ратификации и имплементации. Осуществляя присоединение к Конвенции, страна может сделать ряд оговорок (т.е. исключить или изменить юридическое последствие какого-либо положения договора в отношении государства). Например, в части терминологии или иных. Распространенной оговоркой является именно термин «инвалид», приобретающий национальные черты и свойства. Конвенцией и Факультативным протоколом допускаются все виды оговорок, за исключением оговорок, которые несовместимы с предметом и целью конвенции и Факультативного протокола.

Не устанавливается какого-либо срока между подписанием Конвенции или Факультативного протокола и ратификацией одного из этих документов.
а. Подписанием Конвенции и Факультативного протокола государство берет на себя обязательство воздерживаться от любых действий, противоречащих предмету и целям этих документов.
б. Ратификация Конвенции или Факультативного протокола отражает по меньшей мере обязательство быть связанным этими документами и добросовестно выполнять вытекающие из них обязательства.

Читать еще:  Материальная помощь трудовой кодекс

Государства-участники должны, как правило, изменить существующее законодательство или принять новые законы в целях практического применения Конвенции. В Беларуси было проведено всеобъемлющее исследование законодательство, на предмет его соответствия Конвенции (Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, ”Сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и положений Конвенции о защите прав инвалидов 2006 г.“ (руководитель – Михалева Т.Н.), 2010 г.). Проведенный сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года позволяет оценить степень реализации ее норм в белорусском законодательстве, и на этой основе сделать выводы относительно перспектив участия Беларуси в Конвенции и необходимости внесения изменений и дополнений в соответствующие акты законодательства Республики Беларусь. Данное исследование вполне готово служить основой планирования и осуществления необходимых правок законодательства страны.

Одним из выводов исследования отмечается, что в Республике Беларусь преобладает система позитивных обязательств в области обеспечения защиты прав лиц с инвалидностью и их права на доступ к участию в жизни, а вот институт запрещения дискриминации и защиты от нее практически отсутствует. Эта ситуация осложнена отсутствием рамочного общего запрещения дискриминации, а не только по основанию инвалидности. Тем не менее, Беларусь вполне может использовать ряд успешных практик по внедрению антидискриминационного законодательства, как это происходило и происходит в Молдове, Украине, других близких нам стран.

Обязательство запретить любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантировать лицам с инвалидностью равную и эффективную защиту (статья 5 Конвенции) означает также, что это запрещение должно найти отражение в национальных законах и что должны быть приняты подробные законодательные положения, запрещающие дискриминацию во всех областях общественной и частной жизни.

Закон запрещающий дискриминацию, и в частности дискриминацию по признаку инвалидности, в общественной и частной жизни должен:

— обязательно ссылаться на Конвенцию, на то, что в ней признается, что инвалидность – это эволюционирующее понятие, на понятия «дискриминация по признаку инвалидности» и «разумное приспособление», на другие важные определения, которые приводятся в Конвенции;
— запрещать дискриминацию по признаку инвалидности во всех областях, указанных в Конвенции;
— устанавливать объекты обязательств, в том числе различные уровни государственного управления и негосударственных участников;
— предоставлять частным лицам и группам частных лиц право:
a. подавать жалобы по поводу дискриминации по признаку инвалидности;
б. добиваться проведения расследования по этим жалобам;
в. иметь доступ к соответствующим средствам правовой защиты;
— определять независимые учреждения, чтобы:

а.предавать гласности утверждения о систематических случаях дискриминации и об отдельных случаях дискриминации;

б. проводить расследования и представлять доклады по поводу этих утверждений; изыскивать средства системного характера и инициировать изменения путем принятия законодательных мер и другими соответствующими средствами.

Для применения Конвенции о правах инвалидов потребуются не только законы и соответствующие политические меры, но также финансовые ресурсы и уполномоченные учреждения, располагающие потенциалом, требуемым как для применения этих законов и политики, так и для мониторинга их осуществления. Согласно статье 33 Конвенции, государства-участники обязаны создавать специальные механизмы для осуществления и мониторинга прав женщин-инвалидов, мужчин-инвалидов и детей-инвалидов на национальном уровне. Так, государства должны:
1. назначить в правительстве одну или несколько инстанций или контактных пунктов, курирующих вопросы, связанные с осуществлением Конвенции;
2. предусмотреть учреждение или назначение в правительстве координационного механизма для содействия соответствующей работе в различных секторах и на различных уровнях;
3. создать независимую структуру, например национальное учреждение по защите прав людей с инвалидностью.

При назначении или создании механизма, соответствующего требованиям Конвенции, государства-участники должны принимать во внимание принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Эти принципы были разработаны на Международном совещании учреждений по защите прав человека в Париже в 1991 году, а затем приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Должен быть разработан национальный механизм мониторинга соблюдения Конвенции. Конвенция, кроме того, предусматривает, что гражданское общество, в частности инвалиды и организации, которые их представляют, должны привлекаться и в полной мере участвовать в работе по мониторингу, так же как они должны привлекаться к разработке и осуществлению политики, программ и законов.

Утвержденный Указ о присоединении к Конвенции – это первый шаг на пути присоединения и, главное, последующей реализации Конвенции. Учитывая достаточный объем мер и действий в отношении имплементации и реализации норм Конвенции, а также особенности беларусской политики, возможно наилучшим вариантом будет создание национальной государственной программы имплементации и реализации норм Конвенции.

Благодарим ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью» за предоставленные материалы.

Зачем Беларуси Конвенция о правах инвалидов и как заставить ее заработать

Беларусь подписала Конвенцию о правах инвалидов. Представители различных общественных организаций этот факт приветствуют, но опасаются: как бы дальнейшие шаги по важному документу не отложили в долгий ящик. Для того, чтобы конвенция «заработала» в Беларуси, мы должны ее ратифицировать. Напомним: Беларусь раздумывала над подписанием этого документа долгие восемь лет.

Что может означать конвенция для белорусов? Представители Офиса по правам людей с инвалидностью и других общественных организаций рассказали журналистам, что к чему.

На снимке: воспитанники Богушевского интерната для детей с особенностями психофизического развития. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Момент первый. Для кого конкретно актуальны проблемы инвалидности в нашей стране?

Сегодня в Беларуси около 540 тысяч человек считаются инвалидами. Имеются в виду взрослые, которые имеют 1, 2 и 3 группу инвалидности, и дети с разным степенями потери здоровья. Такие официальные цифры напоминает координатор просветительского правозащитного учреждения «Офис по правам людей с инвалидностью» Сергей Дроздовский. Однако специалист говорит, что эту цифру вряд ли можно считать объективной.

Читать еще:  Купе для инвалидов в поездах дальнего следования

— Ф акты говорят о том, что административная процедура установления инвалидности не только несовершенна, но и достаточно произвольна. Люди при равных или похожих ситуациях либо получают инвалидность, либо нет. Сегодня совершенно обычна и такая практика, когда пожилым людям говорят: зачем вам оформлять инвалидность, у вас же и так пенсия есть? И они отказываются от инвалидности. Это все, конечно, влияет на статистику.

Эксперты советуют ориентироваться на то, что в мире сегодня насчитывается около 10% людей с инвалидностью.

— Белорусская нация никак не здоровее, чем все остальные нации, никак не более благополучна, чем все остальные, а потому как минимум 10% у нас в стране вынуждены решать каким-то образом проблему инвалидности, — говорит Сергей Дроздовский.

Затрагивает эта тема и семьи людей с инвалидностью, и, по большому счету, все белорусское общество.

Момент второй. Зачем нужна конвенция и с какими проблемами придется справиться

Беларусь стала 160-й страной, которая подписала Конвенцию о правах инвалидов. В этом документе представлено общее распределение инвалидов по категориям и указано: лица с любыми формами инвалидности должны пользоваться всеми правами и свободами человека, что и люди без инвалидности. Там же прописано, как внедрить изменения, которые позволят инвалидам эффективно реализовывать и осуществлять свои права.

Конвенция о правах людей с инвалидностью не допускает дискриминацию и подразумевает создание отдельной структуры, которая должна контролировать, чтобы национальные законы соответствовали конвенции. Факты дискриминации по признаку инвалидности должны устанавливаться, предаваться гласности, расследоваться и исправляться.

Пока же фактов дискриминации людей с инвалидностью в Беларуси предостаточно. Причем абсолютно по разным аспектам. Например, на слуху то, что людям с инвалидностью часто отказывается в архитектурной доступности.

— Реальные цифры архитектурной доступности по Минску — 5−7%, и то с большой натяжкой, — говорит Сергей Дроздовский. — Недавно мы проводили в Минске конкурс на самые доступные здания. На этот конкурс городские власти подали те объекты, которые они считают наиболее доступными в каждом районе. Так вот, оказалось, что ни одно здание из «самых» в полной мере не соответствует нормам белорусского законодательства. Да, что-то чуть более доступно, что-то чуть менее, но даже белорусским строительным нормам ни одно «лучшее» здание не соответствует.

Еще хуже, говорят специалисты, обстоит дело с информационной доступностью.

— На белорусских государственных каналах менее одного процента передач, которые имеют субтитры. В то время как у британцев госканалы больше чем на 60% имеют субтитры. Разница, — подчеркивает Дроздовский, — даже не в шесть, а в шестьдесят раз!

Не меньше печалят административные барьеры, сквозь которые приходится порой пробиваться человеку с инвалидностью, чтобы получать высшее образование, профессию, иметь свою семью. Эксперты напоминают о недавней истории, когда у родителя с инвалидностью сначала собирались отобрать ребенка, а потом, после серьезной общественной огласки, нашли возможность оставить.

Председатель «Белорусского общества инвалидов» Владимир Потапенко говорит о еще одной проблеме — барьере при трудоустройстве:

— По нашим исследованиям, из числа людей с инвалидностью сегодня могут успешно конкурировать на общем рынке труда 14−18%. Все остальные могут работать при специально созданных условиях: специальных цехах, надомном труде. Последнее требует дополнительного решения каких-то проблем и вопросов. 30% фактически не может работать.

По мнению Потапенко, подписание конвенции и ее реализация могут привести к тому, что большее число людей с инвалидностью сможет работать.

Момент третий. С факта подписания конвенции в стране нельзя принимать законы и нормы, которые ей противоречат

Эксперты отмечают еще одну важную вещь: с момента подписания конвенции страна берет на себя обязательство не принимать законы и нормы, которые противоречат этому крупному документу. А еще недавно такие законодательные акты в стране принимались.

В качестве примера Сергей Дроздовский приводит норму, ограничивающую право человека на получение государственных льгот и гарантий по причине инвалидности, если она получена в результате совершения противоправных действий.

— Подпиши мы конвенцию в 2006 году, такая норма вступала бы с международным документом в большое противоречие.

Представительница «Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (БелАПДИиМИ) Елена Бойко напоминает и постановление, ограничившее круг детей с нарушениями здоровья, которые могут пользоваться услугами отделения дневного пребывания.

Это касается перехода молодых людей с особенностями из системы образования (коррекционного центра) в систему соцзащиты (отделения дневного пребывания). Если изначально эти отделения были лобби нашей организации и создавались как раз для тех ребят, которые не могут быть трудоустроены и не могут дальше учиться, то новая норма лишила их возможности посещать отделения дневного пребывания. Они остались дома, и их родители больше не могли работать. В результате определенное число ребят ушли просто в психоневрологические интернаты, потому что их родители не получили той поддержки, на которую рассчитывали, и альтернатив не было.

Сейчас, к счастью, спорный документ немного изменили и планируют открывать отделения дневного пребывания для ребят более тяжелой категории, но на борьбу за это право ушло два года.

Действовать как закон конвенция по правам людей с инвалидностью сможет только после того, как ее ратифицирует белорусский парламент. Эксперты надеются, что парламент сможет рассмотреть этот вопрос уже на следующей сессии. Беларусь готовилась к подписанию конвенции восемь лет, все это время проводились исследования, анализировались противоречия между национальным законодательством и конвенцией. А значит, ратификацию можно провести, не откладывая в долгий ящик, считают правозащитники и представители общественных организаций.

Читать еще:  Материальная помощь сотрудникам 4000 нужно ли основание

Конвенция ООН о правах инвалидов Беларуси не нужна?

Люди с инвалидностью нуждается в поддержке общества для того, чтобы реализовать свои права человека…

Международный день людей с инвалидностью проходит в этом году в Беларуси под знаком неподписания Конвенции ООН о правах инвалидов и факультативного протокола к ней. В нашей стране инвалидность почему-то рассматривается в первую очередь в медицинской плоскости, а ведь аспект соблюдения прав человека имеет не меньшее значение.

Офис по правам людей с инвалидностью выступил с заявлением, в котором говорится, что к глубокому сожалению и разочарованию 3 декабря 2013 года в Беларуси отсутствуют поводы для общего чествования Дня людей с инвалидностью. Беларусь остается одной из последних стран Европы и стран СНГ, которые не подписали и не ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов.

«И это – стыдно, –– говорится в документе. –– Стыдно оттого, что на многолетние обращения от людей с инвалидностью в стране, их организаций, других организаций гражданского общества, международных институтов с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении со стороны властей всех ветвей и уровней слышится однообразное «мы готовимся». Однако при этом нет ни программы, ни планов по подготовке страны к подписанию и ее реализации, ни официальной ответственной позиции. Стыдно и за то, что Беларусь, взяв на себя обязательство перед мировым сообществом во время прохождения процедуры Универсального периодического обзора о присоединении к Конвенции, на протяжении трех лет не предпринимает для этого никаких шагов».

Координатор офиса Сергей Дроздовский отметил в интервью Naviny.by, что в результате Беларусь не может присоединиться к общей повестке дня –– «Разрушаем барьеры, открываем двери: для инклюзивного общества и развития для всех». При том, что в стране в этой сфере прилагаются значительные усилия, затрачиваются огромные ресурсы, «человек с инвалидностью так и остается исключенным из всех процессов принятия решений в его отношении и контроля за исполнением этих решений».

По мнению Офиса, непринятие Беларусью Конвенции означает для нашего общества, что и в следующем году, как и ранее, люди с инвалидностью не могут надеяться на то, что их человеческое достоинство «будет уважаться на деле, а не на словах, что будет сделан реальный шаг к равенству». Не будет прогресса в сфере защиты от дискриминации, распространение которой в Беларуси пытаются не замечать.

Не будет реального прогресса в обеспечении каждому свободы выбора образа жизни –– дома, в семье, привычном окружении или в доме-интернате. Не будет прогресса в сфере доступности и защищенности социальных прав и гарантий людей с инвалидностью в виде дополнительных и компенсационных мероприятий (создание безбарьерной среды, обеспечение средствами реабилитации и медпрепаратами, обеспечение специальными услугами и сервисами).

Без подписания Конвенции, считает Дроздовский, государственные программы и политики не будут формироваться с учетом реальных потребностей граждан с инвалидностью, с их участием, что может предотвратить принятие решений, нарушающих права и ухудшающих положение тысяч людей.

«Именно поэтому сегодня 3 декабря – грустный день, когда говорят «об инвалидах», день, когда сами люди с инвалидностью отмечают и чествуют еще один год барьеров. День, который пока так и не стал днем интеграции», –– говорится в заявлении Офиса.

Дроздовский отметил, что без наличия выработанного понимания, общепринятой стратегии, согласованного плана действий, в том числе в отношении инвалидности, невозможно думать о развитии общества. А Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006), которую подписали 155 стран из почти двухсот, является связующим элементом между целями развития, ценностью человеческого достоинства и политиками государств. Признав и приняв принципы Конвенции, страны «начали отсчет в соблюдении и практической реализации конкретных прав людей с инвалидностью, сделали шаг навстречу сообществу людей с особыми потребностями». Конвенция стала универсальным единым языком общения в решении проблем инвалидности, возложенных на государственные власти.

Напомним, еще в ноябре 2011 года Минтруда сообщило, что проект закона о присоединении Беларуси к Конвенции отправлен в Совет министров, куда Офис обратился с просьбой дать ознакомиться с законопроектом, а также его обоснованием. Ответ получили пространный, за ним последовало время тишины. До сих пор, отмечает Дроздовский, власти не озвучили официальную причину, по которой не принимается Конвенция: «Никто не сказал, что это экономически или политически невыгодно Беларуси. Все, что происходит, свидетельствуют об отсутствии всяческого прогресса в движении к подписанию Конвенции».

Известно, что до внесения законопроекта в правительство (в период с мая 2009-го по октябрь 2010-го) Министерство труда и социальной защиты совместно с Представительством ООН/ПРООН в Беларуси реализовало проект международной технической помощи «Содействие Республике Беларусь в присоединении к Конвенции о правах инвалидов и ее осуществлению». Сумма проекта — 302 тысячи долларов . Эксперты пришли к выводу, что белорусское законодательство не противоречит Конвенции.

Дроздовский отмечает, что организации, занимающиеся проблемами людей с инвалидностью, участвовали в разработке законопроекта, но ему был предоставлен только первый вариант, которых было четыре. Теперь парламентарии в кулуарах говорят, что общество к принятию законопроекта не готово. Однако именно госслужащие сводят проблему инвалидности только к медицинской тематике. Люди с инвалидностью, отмечает Дроздовский, становятся в общественном сознании теми, кого нужно опекать, поддерживать социальными льготами и лечить. Меж тем современный взгляд на инвалидность иной: люди с инвалидностью –– это те, кто нуждается в поддержке общества для того, чтобы реализовать свои права человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector