0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конвенция о правах инвалидов оон 2006

Конвенция о правах инвалидов

7 минут Марина Семенова 707

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Зачем нужна?

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.

С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

  • Признание того, что «инвалидность» – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
  • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
  • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

Содержание

По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.

Содержание условно можно распределить следующим образом:

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.
Читать еще:  Преимущества матерей одиночек

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Обязательства государств-участников

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Конвенция о правах инвалидов. Краткое изложение основных положений.

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Читать еще:  Могут ли снять бессрочную инвалидность 3 группы

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов

Конвенция о правах людей с ограниченными возможностями здоровья была одобрена Генассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года после того, как ее ратифицировали 50 государств.

Глава МИД РФ Сергей Лавров подписал конвенцию 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке.

Президент России Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию о правах инвалидов, и 27 апреля 2012 Конвенция была ратифицирована Советом Федерации.

3 мая 2012 года она была подписана Дмитрием Медведевым.

Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года обобщила теорию и опыт применения законодательств различных стран в сфере защиты прав и свобод людей с инвалидностью. На сегодняшний день ее ратифицировали 112 стран.

Читать еще:  Как заработать деньги инвалиду сидя дома

В рамках концепции равных прав и свобод Конвенция вводит общие для всех стран основные понятия, связанные с их реализацией людьми с инвалидностью. «В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, после ратификации Конвенция станет составной частью правовой системы Российской Федерации, а установленные ее положения — обязательными для применения. В связи с этим законодательство Российской Федерации должно быть приведено в соответствие с положениями Конвенции.

Самые важные для нас — пункты по внесению изменений в целый ряд статей Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установление единого федерального минимума мер социальной защиты. Переход на новые классификации инвалидности, чтобы нормативно установить степени нуждаемости инвалида в мерах по реабилитации и разумному приспособлению окружающей среды. Универсальным языком — в виде системы буквенных кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, мер по обеспечению для них доступности физического и информационного окружения. На мой взгляд, звучит весьма туманно. Понятия «Абилитации инвалидов» как системы и процесса формирования способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Возможность оказания реабилитационных услуг индивидуальными предпринимателями (в соответствии с Типовыми положениями, утвержденными Правительством РФ) создание единой системы учета инвалидов в Российской Федерации, что уже есть в законе, но не «работает». Необходимые инвалиду оборудования для жилого помещения «предусматриваемыми федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг» (ст.17 № 181-ФЗ).

На мой взгляд, декларативно, т.к. все давно определяет ИПР, выдаваемый инвалиду. Также внесены изменений в ряд ФЗ с целью содействия само занятости безработных инвалидов путем выделения субсидий на открытие собственного дела; возможностью заключения срочного трудового договора с поступающими на работу инвалидами, а также с иными лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, разрешена работа исключительно временного характера. Конкретные изменения в базовые Федеральные законы внесены и действуют, «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О ветеранах»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в 2006 «расширен» на 10 единиц. Что настораживает больше всего и с чем мы столкнулись на практике? Теперь в статье 11.1 остались «средства передвижения кресла-коляски. Но они уже есть в Перечне!

С перечня с 2003 года «исчезли» вело- и мотоколяски для инвалидов, автомобили с ручным управлением для инвалидов. Очевидно, решено, что компенсация в 100 тысяч рублей тем, кто успел «включиться» в льготную очередь на получение спецавтотранспорта до 1 марта 2005г. заменит одно из жизненно необходимых средств реабилитации инвалидов, колясочников.

В настоящее время в России реализуется масштабная государственная программа «Доступная среда», которая заложила основу социальной политики страны по созданию для инвалидов равных возможностей с другими гражданами во всех сферах жизни. Анализ законодательства, реализованного сейчас в РФ показывает, что в основном оно соответствует нормам конвенции, однако есть определенный перечень нововведений, которые требуют правильного внедрения для эффективного исполнения в перспективе. Нужно создать финансовые, правовые, а так же структурно-организационные условия для воплощения ее главных положений сразу после того, как она станет составляющей правовой системы РФ.

Мониторинг нашего законодательства показал, что многие ключевые положения Конвенции в области образования, трудоустройства, создания без барьерной среды в большей или меньшей степени отражены в федеральном законодательстве. Но, к примеру, в области реализации правоспособности, ограничения или лишения дееспособности, наше законодательство не соответствует международному документу и требует внесения существенных изменений.

Необходимо иметь в виду, что большинство декларируемых положений нашего законодательства «мертвы», ввиду отсутствия четкого механизма реализации норм на уровне подзаконных нормативных актов, неурегулированности межведомственного взаимодействия, низкой эффективности уголовной, гражданской, административной ответственности за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и ряда других системных причин.

К примеру, нормы ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» о создании доступной среды, либо ст. 52 Закона «Об образовании». Дающие родителям право выбора образовательного учреждения для своего ребенка — носят декларативный и разрозненный характер и не могут быть напрямую использованы для того, чтобы обязывать создавать доступную среду для инвалидов, либо создавать условия в образовательных учреждениях для обучения детей с инвалидностью.

Именно из-за отсутствия продуманного механизма реализации федеральных норм в сфере социальной защиты и реабилитации лиц с инвалидностью, из-за разночтения некоторых положений этих норм, из-за практически «безнаказанного бездействия» чиновников — правоприменительная практика исполнительных органов власти на местах сводит на «нет» положения норм федерального законодательства.

Как уже говорилось, ратификация Конвенции приведет к необходимости выработки совершенно иной государственной политики в отношении лиц с инвалидностью и совершенствования федерального и регионального законодательства.

И если мы говорим о том, что необходимо приводить в соответствии с Конвенцией наше законодательство в области реабилитации, образования, трудоустройства, доступной среды — то, в первую очередь, надо задуматься над тем, как обеспечить реальное исполнение этих норм.

Это можно обеспечить, на мой взгляд, жесткой антидискриминационной государственной политикой, которой у нас просто нет. Также необходимо большое внимание уделять формированию позитивного общественного мнения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector