0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конвенция о защите прав инвалидов

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Конвенция
о правах инвалидов
(от 13 декабря 2006 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящей Конвенции

Государства — участники настоящей Конвенции,

a) напоминая о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справедливости и всеобщего мира,

b) признавая, что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия,

c) подтверждая всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации,

d) ссылаясь на Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,

e) признавая, что инвалидность — это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,

f) признавая важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержащиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для дальнейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,

g) подчеркивая важность актуализации проблем инвалидности как составной части соответствующих стратегий устойчивого развития,

h) признавая также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой личности,

i) признавая далее многообразие инвалидов,

j) признавая необходимость поощрять и защищать права человека всех инвалидов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,

k) будучи озабочены тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания, инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех частях мира,

l) признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,

m) признавая ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содействие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение причастности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества и искоренении нищеты,

n) признавая, что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независимость, включая свободу делать свой собственный выбор,

o) считая, что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех, которые их прямо касаются,

p) будучи озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды, подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имущественного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,

q) признавая, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругательства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или эксплуатации,

r) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами — участниками Конвенции о правах ребенка,

s) подчеркивая необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по содействию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,

t) подчеркивая тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательного воздействия нищеты на инвалидов,

u) принимая во внимание, что обстановка мира и безопасности, основанная на полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, является непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,

v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,

w) принимая во внимание, что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о правах человека,

x) будучи убеждены в том, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвалиды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,

y) будучи убеждены в том, что всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни при равных возможностях — как в развитых, так и в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106

Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г.

Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 г., ратифицировала Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

Читать еще:  Кому дают инвалидность по онкологии

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г.

Конвенция о правах инвалидов

7 минут Марина Семенова 707

Международное законодательство, регулирующее взаимоотношения государств, строится на принципах свободы от дискриминации всех людей в реализации своих прав. Наряду с общепринятыми нормативами существуют отдельные документы, которые касаются непосредственно людей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах инвалидов является договором международного права, определяющим возможности неполноценных лиц и обязательств стран-участниц, направленных на содействие, защиту и обеспечение этих прав. Включает в себя развитие социальной точки зрения, чем признает важность международного сотрудничества.

Международное право

За годы работы ООН, в интересах неполноценных лиц, было разработано множество нормативных актов. В создании правовой защиты изучались различные аспекты жизни и лишений недееспособного населения планеты. Как итог – несколько десятков документов, регулирующих преимущества особенных людей.

К основным можно причислить:

  • Всеобщая декларация 1948 года о правах человека.
  • Права ребёнка, собранные в декларации от 1959 года.
  • Международные пакты 1966 года.
  • Документ о социальном прогрессе и развитии.
  • Декларация о правах инвалидов 1975 года, являющаяся первым трактатом международного уровня. Посвящён нездоровым людям всех категорий. Считается основоположником Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.

Для того чтобы стать участником Соглашения, государство осуществляет подписание договора. Подписание создает обязательство к проведению его ратификации. В период между скреплением договора и осуществлением ратификации страна должна воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Следующим шагом к становлению участником Соглашения является ратификация, которая имеет конкретные меры, подтверждающие намерения осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в мировом положении.

Иным действием может быть присоединение. Оно имеет такую же юридическую силу, как ратификация, но если страна подписала присоединение, то требуется только одно – сдача на хранение документа о присоединении.

Что представляет конвенция о правах инвалидов

С принятием Декларации 1975 года термин «инвалид» получило развёрнутое определение. Позже, в процессе разработки Конвенции, существующее определение уточнили, и в настоящее время под ним следует понимать, что это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Нормативом закреплена привилегия, за каждым государством-членом ООН, вносить свои коррективы в существующее определение и уточнять инвалидность разграничением её на группы. На теперешний момент в РФ официально признано 3 группы для взрослого населения и категория «дети-инвалиды», которая дается несовершеннолетним гражданам, имеющим любую из трех групп инвалидности.

Что представляет собой Конвенция? Это непосредственно текст трактата и дополняющий её Факультативный протокол. Подписание документа для стран участниц ООН было в Нью-Йорке в 2006 году. Правилами разрешена ратификация документа в любой комбинации.

2008 год стал моментом подписания международного стандарта. С мая 2012 года ФЗ №46 этот акт распространён в Российской Федерации, и выражено это тем, что деяния физлиц, юридических особ и самого государства должны происходить с учётом принципов Конвенции. Согласно Конституции, все международные пакты, принятые страной, по силе выше любого внутреннего закона.

В России была принята только Конвенция без Факультативного протокола. Непринятие Факультативного протокола ограничивает свободу нетрудоспособных лиц в части обжалования нарушенных госструктурами привилегий после исчерпания в России всех внутренних средств защиты.

Зачем нужна?

Необходимость мировых стандартов важна для чёткого обозначения защиты возможностей недееспособных людей в социальном плане и закрепления весомости этих привилегий. Принятые ранее нормативы, защищающие нездоровых людей, и само отношение здоровых лиц к неполноценным гражданам должны были привнести в жизнь уязвлённого населения облегчение.

Но при виде картины жизненного существования инвалидов становится ясно, что этот потенциал не работает. Люди различной инвалидности продолжают быть лишенцами и содержатся позади всего общества практически во всех частях земного шара.

С изложением правовых и моральных обязательств государства перед его гражданами с инвалидностью по поощрению и созданию для них привилегий.

Некоторые элементы этих обязательств должны выделяться особо, а именно:

  • Признание того, что «инвалидность» – это развивающаяся концепция, связанная с поведенческими и эмоциональными барьерами, которые препятствуют участию нездоровых людей в жизни общества. Это означает, что недееспособность не является фиксированной и может меняться, в зависимости от отношения со стороны общества.
  • Инвалидность не считается заболеванием, и как доказательство – эти лица могут быть допущены в качестве активных членов общества. При этом используя весь спектр своих преимуществ. Примером является испробованное инклюзивное образование, подтверждающее этот элемент.
  • Государство не занимается проблемой конкретного лица, а, скорее, благодаря трактату определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии со стандартным подходом.

Общий стандарт создаёт поощрения в поддержку национальных усилий по реализации основных обязательств.

Содержание

По содержанию – это первый всеобъемлющий договор в области защиты преференций инвалидов. Соглашением предопределено не только, каким образом нездоровые люди могут пользоваться всеми категориями привилегий. В редакции норматива обозначены области социальной жизни, нуждающиеся в адаптации, механизмы для поддержки их осуществления и мониторинга их реализации.

Содержание условно можно распределить следующим образом:

  • Преамбула, дающая в общем контексте расшифровку наиболее важных аспектов.
  • Цель, раскрывающая необходимость документа.
  • Основные положения, дающие исчерпывающее раскрытие первичных терминов.
  • Общие принципы, применяемые для осуществления всех прав, закрепленных мировым стандартом.
  • Обязанности государства, которые должны осуществляться по отношению к особенным людям.
  • Преимущества недееспособных особ, обозначенные таким образом, что они уравниваются с существующими гражданскими, культурными, экономическими, политическими и социальными правами обычного человека.
  • Определение мер, которые страны-подписанты должны предпринять для обеспечения благоприятных условий реализации возможностей человека.
  • Рамки мирового сотрудничества.
  • Осуществление и контроль, который обязывает создавать границы для мониторинга и реализации трактата.
  • Заключительные процедурные моменты, имеющие отношение к Соглашению.

Важной статьёй, содержащейся в Пакте, является решение во всех действиях в отношении детей с ограничениями по здоровью, первоочередное внимание уделять высшим интересам ребенка.

Обязательства государств-участников

Всемирный норматив определяет общие и конкретные обязательства для участников по отношению к реализации прав недееспособных лиц. Основываясь общими обязательствами, страны-подписанты должны:

  • Принять меры законодательных и административных ресурсов, направленные на поощрение привилегий нетрудоспособных членов общества.
  • Ликвидировать дискриминацию, путём внедрения законодательных актов.
  • Провести защиту и поощрение нездоровых людей путём внедрения госпрограмм.
  • Исключить любую практику нарушения привилегий людей с инвалидностью.
  • Обеспечить уважение преимуществ особенных людей на государственных и частных уровнях.
  • Обеспечить доступ к вспомогательным технологиям и профподготовке для неспособных и лиц, помогающих таким людям.
  • Проводить консультационную и информационную работу в процессах принятия решений, затрагивающих интересы нуждающихся неполноценных лиц. В РФ существует правовая площадка «Консультант плюс», которая работает именно в этом направлении.
Читать еще:  Как получить бессрочную инвалидность 2 группы

Исполнение всех обязанностей требуют контроля. Трактатом заложен принцип регламента национального и мирового уровня. Для этого на международном уровне учреждается Комитет по правам инвалидов. На него возложены функции рассмотрения периодических докладов стран о мерах, принятых ими для реализации глав документа. Также Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения и проводить расследования в отношении участников, ратифицировавших Факультативный протокол.

Выполнение национальной основы защиты и мониторинга Соглашения является открытой. Всемирный стандарт признает, что такие структуры могут разниться среди стран, позволяя устанавливать собственные рамки, в соответствии с правовой и административной системой государства. Но Пактом предусмотрено, что любой орган должны быть независимыми. И национальные рамки должны включать независимые национальные институты по возможностям человека.

Несмотря на то, что Трактат не устанавливает новые привилегии человеку, он призывает страны защищать и гарантировать людям с ограничениями по здоровью их преимущества. Этим не только уточняется, что участница исключает дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, но и излагается ряд мероприятий, которые члены мировых взаимоотношений должны принять для создания благоприятных условий реального равенства в обществе. Соглашение является гораздо более наполненным документом, чем иные положения о преимуществах человека, запрещающих дискриминацию и обеспечивающих равенство.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Во второй половине XX в. шла интенсификация процесса разработки международных договоров, направленных на защиту уязвимых или находящихся в неблагоприятных условиях групп населения. Следует отметить, что внимание к таким вопросам стало проявляться со стороны международного сообщества значительно раньше. Однако многие государства не хотели брать на себя международные обязательства по защите уязвимых групп населения. Дело в том, что для их защиты требуется принятие не только законодательных, административных и иных юридических мер. Главное в этом отношении — проведение серьезных социально-экономических, финансовых, реабилитационных медицинских и других мер, возможных только при определенном уровне развития государства, готового идти на крупные финансовые расходы. Поэтому первоначально в данном отношении международным сообществом были приняты документы, не имеющие обязательной юридической силы: Декларация о правах умственно отсталых лиц 1971 г., Декларация о правах инвалидов 1975 г. и др. Затем разрабатывался и принимался целый ряд конвенций, в том числе Конвенция о правах ребенка 1989 г. и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. В тот же период вносились предложения о разработке в рамках ООН проекта конвенции о правах инвалидов. Однако эти предложения Генеральной Ассамблеей ООН в те годы не были приняты. Формально главный довод противников разработки проекта такого договора состоял в том, что инвалиды (согласно Уставу ООН, Всеобщей декларации, Пактам о правах человека) пользуются всеми правами наряду с другими членами общества. Однако за такими рассуждениями скрывались опасения, что конвенция о правах инвалидов будет носить серьезный, затратный с финансовой позиции характер.

Лишь 13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней [1] . Принятием названного договора завершилась разработка целого перечня различных международных документов, направленных на защиту уязвимых слоев населения, включая инвалидов. В ст. 1 рассматриваемой Конвенции содержится определение круга лиц, к которым относятся инвалиды. «К инвалидам, — подчеркивается в этой статье, — относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

Цель Конвенции заключается в «поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства» (ст. 1). В данном документе значительно расширен перечень дискриминационных признаков, с которыми сталкиваются инвалиды: раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное, этническое, аборигенное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение, возраст (преамбула).

В самой Конвенции конкретизируются общие принципы недискриминации и равенства. В ст. 5 Конвенции подчеркивается, что «государства-участники признают, что все лица равны перед законом и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации». Запрещается любая дискриминация по признаку инвалидности, и инвалидам гарантируется равная и эффективная правовая защита от дискриминации «по любым основаниям». Параграф 3 этой статьи предусматривает, что в целях поощрения равенства и ликвидации дискриминации государства-участники принимают все необходимые меры для разумной адаптации инвалидов. Заключительный параграф 4 ст. 5 содержит положение о «позитивной дискриминации», которая выражается в том, что для ускорения и достижения фактического равенства инвалидов могут применяться соответствующие меры, которые «не будут рассматриваться как дискриминационные в соответствии с Конвенцией». Рассматриваемый международно-правовой документ содержит также нормы, регламентирующие применение специальных мер по ликвидации множественной дискриминации в отношении женщин-инвалидов и девочек-инвалидов.

Особые меры, принятые в целях обеспечения надлежащего развития определенных групп населения, не могут рассматриваться как противоречащие принципам и нормам международного права и являющиеся дискриминационными.

В литературе международно-правового характера такой комплекс мер, направленный на исправление положения определенной группы людей и достижение ими равенства с остальной частью населения, рассматривается как позитивные действия, не имеющие дискриминационного характера. Используемый в данном контексте некоторыми учеными термин «позитивная дискриминация» лишен логики и здравого смысла и не находит обоснования в существующих международных документах. Поэтому совершенно справедливо Подкомиссия ООН по поощрению и защите прав человека назначила специального докладчика и поручила ему подготовить исследование «Концепция и практика позитивных действий» [2] (резолюция 1998/5). Такие действия, как подчеркивается в докладе, носят специальный характер и направлены на улучшение положения определенных слоев общества и достижение ими равенства с остальной частью населения. Одной из форм позитивных действий являются особые права, ориентированные на то, чтобы, к примеру, меньшинства могли сохранить свои особенности и традиции. Причем данные права так же важны для обеспечения равного обращения, как и для недискриминации. Процесс обретения меньшинствами особого статуса, который большинство рассматривает как естественный, может начаться лишь тогда, когда меньшинства будут иметь реальную возможность пользоваться родным языком, управлять своими школами, принимать участие в политической и экономической жизни государства.

Читать еще:  Квоты для инвалидов трудоустройство

Концепция позитивных действий или специальных мер обсуждалась еще в ходе разработки Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Индия предлагала включить в текст ст. 2 Пакта положение о принятии специальных мер в социальной области и в сфере образования в интересах отсталых слоев общества [3] , однако по формальным основаниям это предложение (несмотря на поддержку ряда делегаций) было снято с рассмотрения [4] . Впоследствии концепция позитивных действий или принятия специальных мер получила признание и закрепление в целом ряде международных документов. В данной связи можно сослаться на замечание общего порядка № 18 «Недискриминация» Комитета по правам человека, в котором подчеркивается, что «принцип равенства иногда требует, чтобы государства- участники предпринимали активные практические меры в целях сглаживания или устранения условий, которые влекут за собой или же поощряют осуществление дискриминации. Такие меры могут предполагать предоставление на какое-то время данной части населения некоего преференциального режима в конкретных областях по сравнению с остальной частью населения. Когда такие меры являются необходимыми для исправления фактической дискриминации, различие является законным» [5] .

Необходимо отметить, что Конвенция о правах инвалидов содержит ряд положений о позитивных действиях, направленных на улучшение положения инвалидов.

Особого внимания заслуживают статьи, предусматривающие принятие конкретных мер по обеспечению доступности для инвалидов реализации основных прав и свобод человека. Они выражаются в устранении препятствий к осуществлению этих прав. Такие меры предусмотрены в ряде статей Конвенции. К примеру, государства-участники, согласно ст. 4, обязуются проводить исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и других объектов под конкретные нужды инвалидов. С данными целями они должны использовать новые технологии, облегчающие мобильность инвалидов и их вовлечение в социально-экономическую жизнь своих стран. Статья 9 Конвенции, озаглавленная «Доступность», перечисляет конкретные меры, которые должны предпринять государства для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к полноценному участию во всех аспектах жизни. Они обязаны, в частности, устранить препятствия, мешающие доступу инвалидов к зданиям, транспорту, школам, жилым домам, медицинским учреждениям, рабочим местам. С этими целями должны быть приняты надлежащие меры, предусматривающие специальное оборудование зданий, рабочих мест и др.

Не все положения Конвенции носят четкий обязывающий характер и предусматривают принятие конкретных мер для обеспечения соответствующих социально-экономических прав. Однако в отличие от Пакта об экономических, социальных и культурных правах она не содержит ссылок на «постепенное осуществление» таких прав в «пределах имеющихся ресурсов». Конвенция обязывает государства-участников «обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности». Для этого они обязаны «принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры» в целях осуществления прав, признаваемых в Конвенции. Такие меры, несомненно, повлекут за собой и значительные финансовые расходы, необходимые для обеспечения доступа инвалидов к реализации социально-экономических прав. Очевидно, что такая конвенция могла быть принята только в начале XXI в. в глобализирующемся мире, когда государства достигли определенного уровня социально-экономического развития и сотрудничество между ними позволяет использовать новые технологии, включая информационно-коммуникационные средства, а также необходимые устройства, подходящие для инвалидов. Тем не менее многие развивающиеся страны столкнутся с серьезными трудностями при реализации положений Конвенции. Поэтому особенно важно наладить широкое межгосударственное сотрудничество и принять соответствующие международные программы развития для реализации прав инвалидов. Думается, что большое значение в данном отношении имело бы облегчение доступа к передовым технологиям, научно-техническим знаниям, а также оказание развивающимся странам технико-экономической помощи.

Следуя практике принятых ранее основных международных договоров в сфере прав человека, Конвенция предусматривает учреждение Комитета по правам инвалидов (ст. 34). При выборе членов Комитета особое внимание, в отличие от других основных международных договоров по правам человека, уделяется не только «справедливому географическому распределению, представительству различных форм цивилизации и основных правовых систем», но и ряду других критериев. К ним Конвенция относит «сбалансированную представленность мужчин и женщин и участие экспертов-инвалидов». Тем самым в Конвенции отражена тенденция, проявившая себя в ООН и других международных организациях в эпоху глобализации, когда в экспертных органах широко представлены женщины и специалисты в соответствующих областях.

Ключевой задачей Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о мерах, принятых ими для выполнения своих обязательств по Конвенции. Обсуждая доклады государств, Комитет, согласно Конвенции, выносит по ним «предложения и общие рекомендации, представляющиеся ему уместными, и направляет их соответствующему государству-участнику». Учитывая практику других комитетов, выносящих при рассмотрении докладов не только общие, но и конкретные рекомендации, указанные формулировки Конвенции о правах инвалидов позволят Комитету по правам инвалидов учесть такую практику и выносить в адрес государств конкретные замечания и рекомендации по существу.

Следует особо подчеркнуть, что вместе с Конвенцией о правах инвалидов был принят и Факультативный протокол к ней. В соответствии с ним государства-участники признали компетенцию Комитета по правам инвалидов принимать и рассматривать жалобы от инвалидов или группы лиц, которые заявляют, что они являются жертвами нарушений положений Конвенции. Жалобы рассматриваются Комитетом только в том случае, когда они отвечают критериям приемлемости. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях прав инвалидов, он может поручить своим членам провести расследование и представить ему доклад, который направляется соответствующему государству-участнику вместе с любыми комментариями и рекомендациями Комитета. Проведение расследования может включать в себя посещение территории государства-участника, но исключительно с его согласия. При подписании, ратификации или присоединении к Протоколу каждое государство-участник может заявить, что оно не признает подобную компетенцию Комитета. Данное положение, безусловно, ослабляет контрольные функции Комитета. В целом же принятая Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней представляют собой важные международные документы и, как справедливо считают многие ученые и специалисты, должны внести серьезный вклад в дело защиты одной из наиболее уязвимых групп населения [6] . Главное в настоящий момент — это скорейшая ратификация Конвенции и выполнение государствами ее положений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector