Квотируемые места для инвалидов
Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2020 году
Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.
Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.
Скачать для просмотра и печати:
Общее понятие квотирования
Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:
- выделения в штате вакансий;
- приема на них тружеников льготных категорий;
- обеспечения привилегированных служащих:
- специальными условиями;
- необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
Резервирование на производстве осуществляется с учетом:
- норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
- условий труда;
- отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.
Законодательная база
Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
Скачать для просмотра и печати:
Полномочия регионов
Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:
- исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
- увеличены.
Скачать для просмотра и печати:
Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:
- вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
- созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
- стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.
К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:
- Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
- Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
Скачать для просмотра и печати:
Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.
Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.
Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.
Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):
Должность | Количество (чел.) |
Директор | 1 |
Главный бухгалтер | 1 |
Бухгалтер | 3 |
Менеджер | 3 |
Рабочий | 30 |
Всего | 38 |
Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.
Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Расчет квоты
Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.
Скачать для просмотра и печати:
Формула для определения числа льготных мест такова:
- штатная численность х норма, определенная в актах.
Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.
По состоянию на 2020 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:
Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.
Подготовка локальных актов
На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:
- Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
- размеры квот и категории граждан;
- порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
- ответственное должностное лицо.
- Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
- о должности, предоставляемой инвалиду;
- о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
- об ответственном за исполнение.
Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:
Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.
Регистрация в органах занятости
Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:
- Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
- Собрать пакет документов.
- Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
- Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).
Взаимодействие с Центром занятости
В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:
- о количестве вакансий;
- о числе мест, выделенных льготникам;
- о принятых работника, в том числе инвалидах;
- об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
- о выполнении квотного законодательства.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.
Ответственность за неисполнение законодательных требований
Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.
Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:
- должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
- на организации — от 20 до 70 тыс. руб.
Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.
Скачать для просмотра и печати:
Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
«Моя работа»
Закон города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»
22 декабря 2004 года N 90
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009 № 4
от 30.04.2014 № 20)
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
(преамбула в ред Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве
Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
Статья 2. Условия квотирования рабочих мест
1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
3. Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) считается:
1) в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
Статья 3. Порядок установления квоты
1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей
1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014№ 20)
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014 № 20)
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)
Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона
(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Статья 6. Экономическая поддержка работодателей
(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)
Статья 7. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу . Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве».
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
22 декабря 2004 года
N 90
Процедура квотирования рабочих мест для инвалидов: изменения и нюансы
Гражданам, относящимся к любой категории инвалидности, зачастую очень сложно найти работу. С каждым разом государство все серьезнее подходит к решению этой проблемы и создает для инвалидов определенные льготы по трудоустройству. Квотирование мест на работе для инвалидов является важнейшим фактором, который напрямую воздействует на их жизнедеятельность. В соответствии с законами любой инвалид имеет право на труд, а работодатель обязан предоставить для него все необходимые условия.
Общее понятие квотирования рабочих мест для инвалидов:
Квотирование места на работе – это выделение работодателем определенного количества рабочих мест, которые предназначены для приема на должности особых людей.
К таким гражданам относятся те лица, которые больше всех нуждаются в социальной защите и имеют проблемы при трудоустройстве вне зависимости от профессии.
Квотирование реализуется с помощью документов, в которых содержатся следующие правила:
- обязательное выделение вакансий в штате;
- занятость этих мест льготниками;
- обеспечение предоставленных рабочих мест специальным оборудованием.
Законодательная база
Нормативно-правовая база регулирует взаимоотношения между сотрудниками-инвалидами и их работодателями.
В число законодательных документов входят:
- ФЗ РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ»;
- ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ».
Помимо этих законов, вопрос трудоустройства регулируется местными законами по регионам. В связи с различными особенностями разных регионов, квотирование будет отличаться.
От резервирования освобождаются такие предприятия, которые являются:
- общественными организациями для людей с ограниченными возможностями;
- компаниями с малым штатом сотрудников.
Кто обязан соблюдать нормы квотирования?
Если в организации официально числится более 100 человек, то в соответствии с положениями региональных властей ему будет установлен процент квот, который работодатель будет обязан соблюдать, а также отчитываться перед местными органами.
В случае, если у предприятия на работе имеется от 35 до 100 работников, то государство вправе установить квоту в размере не более 3% от общего числа рабочих.
Если организация осуществляет свою деятельность с коллективом менее 35 сотрудников, то она не подлежит государственному квотированию. А также исключением является такая организация, уставный капитал которой состоит из денежных средств общественных организаций инвалидов.
Федеральный закон о квотировании рабочих мест для инвалидов предоставляет им полное право на трудоустройство с оказанием государственной поддержки и различными льготами.
Кто может пользоваться льготным правом?
С учетом того, что гражданам, имеющим серьезные заболевания, достаточно сложно найти работу, государство разработало законодательные акты.
Они содержат перечень граждан, которые имеют право пользоваться льготами в сфере трудоустройства:
- инвалиды;
- несовершеннолетние;
- пожилые граждане и люди предпенсионного возраста;
- бывшие заключенные;
- беженцы;
- одинокие или многодетные родители;
- бывшие военные;
- граждане от 18 до 20 лет, которые только получили среднее профессиональное образование.
Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону?
Квоты начинают действовать с того момента, когда работодатель заключил договор с органами социальной защиты населения. Это условие является обязательным для тех компаний, где количество сотрудников превышает 100 человек.
Организация должна помнить о том, что квотирование будет рассчитываться исключительно по показателям средней численности ее работников, в которую не включены будущие должности.
Когда предприятие подписало договор, начальник издает приказ, в котором указано количество мест, предусмотренных для инвалидов, и перечислены определенные должности и специальности. Такие квоты для организаций должны устанавливаться раз в год, а если в течение года на предприятии были изменения в количестве сотрудников, то резервирование мест пересматривается каждый раз.
Конкретные рабочие места, зарезервированные под инвалидов, не могут быть предназначены для людей из других категорий населения страны.
В каком размере устанавливается?
Законодательством определены конкретные квоты для организаций, которые обязаны их соблюдать:
- не более 3% квотируемых мест от общего штата в пределах 35–100 человек;
- не более 4%, если на предприятии числится менее 100 официальных сотрудников.
Трудовые условия для всех граждан должны соответствовать нормам ТК РФ и не нести опасность для сотрудников. Все организации вне зависимости от их организационно-правовой формы обязаны вводить и соблюдать квотирование.
Каждый год работодатель любой фирмы обязан отчитываться в Центр занятости населения об установленных и действующих в его организации квотах, а также о реализации обеспечения для инвалидной категории людей специально оборудованных рабочих мест.
Процедура резервирования
В соответствии с перечнем из Положения Министерства труда РФ № 150 резервирование рабочих мест производится для тех инвалидов, которые, в силу своего здоровья, способны осуществлять трудовую деятельность.
На основе этого нормативного документа работодатель не имеет право предлагать инвалидное место гражданину, который не является инвалидом. Зарезервированное место занимается исключительно новым сотрудником-инвалидом.
Условия труда для людей с ограниченными возможностями должны быть максимального комфортными и безопасными, а также рабочее место должно быть оснащено необходимыми техническими средствами в соответствии с требованиями ИПР инвалида.
Процесс резервирования в разных регионах страны немного отличается, поскольку имеет собственное местное законодательство.
Но обычно процедура осуществляется следующими этапами:
- Оценка и проверка предприятия на соответствие и удовлетворение конкретных норм. Если все этапы проверки пройдены положительно, то организация заносится в специальный реестр.
- Оформление документации, в которой содержится полный перечень зарезервированных мест для граждан, имеющих инвалидность.
- Предоставление отчетности по каждому кварталу об изменениях или отсутствии изменений в штате имеющегося персонала.
Полномочия регионов
Субъекты РФ уполномочены в обязательном порядке предоставлять и контролировать трудоустройство граждан, имеющих ту или иную присвоенную группу инвалидности. Тем временем региональные власти должны разрабатывать различные специальные программы, которые будут включать в себя льготы и привилегии для особой категории граждан.
Нормы резервирования в любых регионах страны могут быть либо исполнены в соответствии с ФЗ РФ № 181, либо увеличены на основе различных факторов.
Помимо этого, органы региональных властей должны проводить различные мероприятия для лиц с ограниченными возможностями:
- вовлекать инвалидную категорию граждан в предпринимательство;
- создавать условия для профессионального обучения или переобучения;
- стимулировать создание благоприятных условий труда для граждан, которые нуждаются в социальной защите.
Порядок трудоустройства
При найме на должность инвалида работодатель не имеет право устанавливать ему испытательный срок ни в каком виде. Гражданин с ограниченными возможностями приступает к работе сразу после официального оформления.
Инвалиды, как и другие лица, которые желают устроиться на работу, должны пройти следующие этапы трудоустройства:
- Успешно пройти собеседование на желаемую или приглашенную должность.
- Предоставить перечень необходимой документации, чтобы оформить трудовой договор с работодателем.
- Посетить Центр занятости населения и сняться с учета.
При этом работодатель обязан издать приказ, в котором будет содержаться информация о назначении нового сотрудника на свободную должность. В трудовом договоре в обязательном порядке должны быть прописаны условия и нормы, которые полностью соответствуют осуществлению трудовой деятельности инвалида.
Ответственность работодателей за несоблюдение квот
Так как для работодателей не предусмотрены конкретные штрафы или наказания в плане неисполнения квотирования, то он может понести только административную ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.
Это правило также распространяется на те организации, которые отказались принимать на работу гражданина, имеющего отклонения по здоровью.
За отказ в трудоустройстве инвалида юридическое лицо может понести штраф в размере 50 тыс. руб., а физическое лицо — 5 тыс. руб.
Только благодаря совместной работе общественных организаций инвалидов, государственных органов МСЭ и специализированных учебных заведений удается решать проблему трудоустройства инвалидов и обеспечивать им максимальную помощь в плане социальной адаптации. Инвалиды считаются трудоустроенными только в том случае, если работодатели заключили с ними трудовой договор.