1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Либерти туризм для инвалидов

Туризм для инвалидов – это дерзость: история малого социального предпринимательства

Мы хотим вам рассказать о первой в стране туристической фирме, которая специализируется на обслуживании людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на колясках

Мы хотим вам рассказать о первой в стране туристической фирме, которая специализируется на обслуживании людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на колясках.


Фото с сайта www.facebook.com

Мария Бондарь:«Мы не собирались создавать благотворительную организацию. Мы хотели, чтобы туристы на колясках чувствовали себя полноценными заказчиками полноценной услуги».

О пазлах и пандусенышах

В 2004 году в Санкт-Петербурге появилась первая в стране турфирма, работающая для инвалидов, – «Либерти». «Либерти» в переводе с английского – не только «свобода». Иногда это – «дерзость и смелость». И действительно: не дерзость ли то была? Две молодые женщины, Мария Бондарь и Наталья Гаспарян – и бизнес, который не сулил никакого дохода. О том, как рождаются идеи социального предпринимательства, и во что воплощаются, наше интервью с Марией Бондарь и Натальей Гаспарян.

Мария Бондарь: Мы с Наташей учились в одном классе. И еще восьмиклассницами стали задумываться о «своём» деле. Что-то такое своё делать хотели. Что именно? Я и забыла. Это были какие-то розовые мечты. Понимали только одно: продавать мы не умеем и не хотим. А про социальное служение? Да и не думали мы. Были какие-то «звоночки» в юности. Такие, скажем, картинки, из которых потом, позже, стала складываться общая картина, как пазл. Вот, например, одна из первых картинок: я после травмы позвоночника в санатории на реабилитации. И со мной рядом – дети на колясках, мои ровесники.


Мария Бондарь, исполнительный директор. А в 2012 году Мария стала лауреатом премии за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России «Импульс добра»
Фото с сайта www.facebook.com

А вот мы с Наташей оказались в Гамбурге в 16 лет. Программа по обмену школьниками. И в одной принимающей семье жила девочка, которая могла передвигаться только на коляске. Так она жила полной жизнью! Она ездила в школу, в кино, у неё был бой-френд. Это был культурный шок. Одно из самых сильных впечатлений этой поездки.

Потом мы поступили в институт. Я – на филологический факультет. Наташа – на экономический. И, когда мы уже подрабатывали гидами в родном городе, в Петербурге, видели, как «грузят» колясочников на экскурсиях. Нам это не нравилось. И это тоже была картинка-подсказка. А ведь это были иностранные «колясочники»! Они были хорошо оснащены и «укомплектованы». А наши? Наши тогда вообще не могли себе позволить путешествовать. Многие из них даже из дома не выходили.


Фото с сайта www.facebook.com

И вот, когда наш «пазл» сложился, и мы поняли, что хотим разрабатывать туры для инвалидов, судьба свела нас с Санкт-Петербургской региональной общественной организацией инвалидов «Мы – вместе». Юрий Кузнецов, Равиля Морозова, Пётр Морозов! Они очень нам помогли. Прежде всего, они хорошо знали проблему. И нам дали её понять и почувствовать. Иногда, чтобы просчитать какой-то маршрут, мы и сами садились в кресло-коляску.

Скажем, Большой дворец Петергофа был недоступен для колясок. А мы, упрямые, хотели проверить, можно ли внести коляску по лестнице. Сели в кресла. Наташин папа и Наташин муж мужественно тащили нас наверх. Но это же очень страшно! Можно в любой момент перевернуться. Нет, коляски нужно только закатывать. Нет пандуса – ступенька за ступенькой. Но всё равно это очень тяжело и утомительно. Мы стараемся всё-таки так составить маршрут, чтобы объекты были доступны. Там, где нужно преодолеть 2-3 ступеньки, достаём наш самодельный «пандусёныш», который сделал мой муж. Он у нас всегда с собой. Некоторые наши иностранные партнёры так удивляются и радуются этому «изобретению», что просят сделать такой же.


Фото с сайта www.facebook.com

Самое сложное в нашем деле – найти в России гостиницу со специализированными номерами. Особенно если группа едет немаленькая. В нашем городе семь оборудованных для обслуживания людей с ограниченными возможностями номеров в одной гостинице – это рекорд! Бывает, правда, звонишь в гостиницу, спрашиваешь: «Есть у вас номера для инвалидов? – Есть! – О! Сколько? – 250».

Бежишь туда – а там просто пандус ко входу пристроили. А что человек на коляске не въедет в ванную комнату шириной 50 см – это никому в голову не приходит. А еще нужен поручень в туалете, и душ без поддона, чтобы туда можно было въехать на коляске и пересесть на стульчик, и зеркало с наклоном, чтобы видеть своё отражение, не вставая с коляски, и выключатели на таком уровне, чтобы человек сидя доставал. Да масса мелочей.

В Германии, например, давно разработаны стандарты таких номеров. А наш Комитет по туризму звонит нам для консультаций: «Вы не знаете, есть ли стандарты специализированных номеров для инвалидов?» Да и вообще в европейских странах продумано любое путешествие в инвалидной коляске. Только в немецкоговорящих странах больше 30 таких туристических фирм, как наша. Они предусматривают любую мелочь. Но ведь это жизненно важные мелочи, они позволяют чувствовать себя полноценным человеком!


Фото с сайта www.facebook.com

Ради чего стоит трудиться

Мы вообще не затевали этот проект как благотворительный. Нам хотелось, чтобы инвалид, как и любой другой клиент, мог снять трубку и заказать то, что ему нужно. За деньги. Но на деле выходит так, что иностранные инвалиды могут это сделать, а наши – нет. Если мы будем для наших групп делать расчеты «по полной», наши потенциальные клиенты просто не смогут себе это позволить. Поэтому мы не включаем в такие туры (для отечественных клиентов) свою прибыль. Работаем по себестоимости. Всё получается дорого. Гостиницы – дорогие. Только 4-5-звёздные гостиницы обязаны – по статусу – содержать специально оборудованные номера, остальные стараются избежать этого: нерентабельно.

Читать еще:  Мсэ инвалидность адреса

Транспорт – дорогой. Стало легче, когда появился свой микроавтобус. Строго говоря, микроавтобус, да еще оборудованный лифтом, мы не могли себе позволить. Купили подержанный фургон. В нём, кажется, цветы перевозили. Муж мой проявил чудеса инженерной мысли. Он сам вырезал окна, поставил сидения, установил лифт (срезал его с какого-то грузовика). Этот оранжевый «микрик» нас много лет выручал! Швейцарская делегация аплодировала, увидев это чудо техники ручной работы. Это уж потом немецкая фармацевтическая компания Берингер Ингельхайм выделила нам грант на покупку нового микроавтобуса, который оборудовали профессионалы. Но тот, самодельный, долго нас радовал и выручал.

Конечно, свой транспорт – это свобода и экономия! И всё равно: большие группы мы набирать не можем, значит, все расходы делятся на 10-15 человек. Дёшево никак не получается.

Наталья Гаспарян: Вообще больше шести лет мы работали за «спасибо». Сложно было назвать это бизнес-проектом. Удавалось выйти на самоокупаемость – и то хорошо. А то и свои деньги приходилось «докладывать». У каждой из нас было своё «основное» место работы. А потом мы на «основном» месте ушли в декрет, сначала с одним ребёнком, потом – с другим. Наташа вот – с третьим. И появилась жизненная необходимость хотя бы зарплату получать в «Либерти».


Наталья Гаспарян. Фото с сайта www.facebook.com

Вроде удаётся. Но на дивиденды пока рассчитывать не приходится. Конечно, иностранные туристы платёжеспособны. Когда они заказывают тур, они и рассчитывают на VIP-обслуживание, и готовы оплатить его соответствующе. Для нас работа с иностранными группами или индивидуальными туристами – это зарплата себе, сотрудникам, да ещё и финансовая «подушка», которая позволит обслужить российских инвалидов, а так же продержаться между сезонами. Только вот иностранцы стали более осторожно относиться к поездкам в Россию. В прошлом году «развалилась» американская группа – не собралась. В этом году – швейцарская.

А для нас одна не приехавшая группа – это серьёзный урон. Всего в сезон приезжают 3-4 группы. Конечно, приезжают индивидуальные туристы. Вот сейчас мы готовим большой месячный тур для клиента: Золотое кольцо, Псков, Новгород, Пушкинские горы. Но это возможно лишь потому, что клиент может немного ходить, хотя бы с палочкой. На коляске такое путешествие пока не совершить.

Сейчас самые популярные наши маршруты – городские. Санкт-Петербург, и Москва-Петербург. Поезд «Сапсан» вполне приспособлен для перемещения на коляске. Там есть специальные места, специальные туалеты.


Фото с сайта www.facebook.com

Целый год мы разрабатывали маршрут путешествия по Транссибирской магистрали. Казань, Екатеринбург, Иркутск – города, приспособленные для безбарьерного перемещения. А вот Владивосток, к сожалению, нет. Так что пока это будет укороченный маршрут. Надеемся, запустить его в этом году. В его подготовке нам опять очень помогла компания Берингер Ингельхайм. На этот раз не деньгами, нет. Они помогли нам собрать по нашим путевым листам информацию в разных городах: замерить дверные проёмы, лифты, посчитать ступеньки и т.д.

Кроме их гранта мы только однажды получали финансовую помощь. Это было в 2010 году, когда мы выиграли конкурс социальных предпринимателей и получили беспроцентный займ. На что потратили? На рекламу, выставочную деятельность. Но сейчас думаем: нужно было по-другому распорядиться деньгами. Хотя реклама, особенно за границей, нам очень нужна! Но пока она не работает.

Мария Бондарь: Вот чего мы точно не боимся – так это конкуренции. Многие пробовали делать то же самое. Никто не выдерживает. А мы? Нас двое. Да мужья поддерживают. Да пятеро пацанов за это время народилось (это если сложить две семьи). Так что если одна раскиснет, другая её сразу подхватит, встряхнёт, скажет: «Ну, хорошо, давай всё бросим. Только не сейчас!» А там, глядишь, наладилось, можно продолжать. Ну, а когда видишь глаза тех людей, которым ты помог увидеть Барселону, например. Это совсем другие глаза. Полные жизни, планов… Ради этого стоит ещё потрудиться!

Что происходит в туризме для инвалидов

На Всероссийской конференции по развитию доступного туризма, организованной Ростуризмом в Москве 4 декабря, обсудили основные проблемы и интересные практические кейсы инклюзивного туризма. Стало понятно, что проблем по-прежнему много, но в то же время кейсов тоже стало больше, чем 2-3 года назад, в том числе разрабатываемых крупными российскими туроператорами, которые до сих пор не занимались разработкой такого сложного и немассового продукта.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

Лусине Матосян, начальник отдела Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма в Ростуризме, в своем приветственном слове отметила, «в России инклюзивный туризм только начинает развиваться, сталкиваясь с инфраструктурными, законодательными и иными ограничениями. Наша задача – выстроить системную работу, которая позволит создать в стране конкурентоспособный турпродукт для людей с ограниченными возможностями здоровья, который будет востребован у наших граждан и иностранных туристов».

Собственно, очередным началом выстраивания системной работы и можно считать прошедшую конференцию.

Г-жа Матосян также подчеркнула, что на туристическом рынке сейчас очень мало компаний, которые предоставляют подобные услуги, а конкуренция в инклюзивном туризме практически отсутствует, поэтому, помимо стимулирования отрасли, необходимо отдельное внимание уделить продвижению специализированных туристических продуктов для лиц с инвалидностью.

Обнадеживающей новостью поделился Игорь Фомин, заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике. «Рабочая группа по вопросам социального туризма при Координационном совете по развитию туризма выработала свои предложения для внесения в план мероприятий Стратегии развития туризма до 2035 г., и они уже отправлены в Минэкономразвития», – сказал он.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе сообщила, что «Ассоциация туроператоров в той или иной степени занималась этой темой. Участие в конференции – подтверждение, что мы намерены плотно заниматься проблемами в сфере инклюзивного туризма и поддерживать тех участников рынка, которые разрабатывают продукт для людей с ограниченными возможностями».

Модератор мероприятия, первый заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Флюр Нурлыгаянов, акцентировал внимание присутствовавших на том, что сейчас готовятся поправки в закон о туризме, которые позволят федеральному центру распространить принципы доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями (федеральная программа «Доступная среда») и на туристическую индустрию.

Читать еще:  Критерии определения инвалидности

«Уже сейчас нам нужны модельные туристические продукты, приоритетно – для внутреннего туризма, которые затем можно было бы масштабировать в рамках всей отрасли», – заметил г-н Нурлыгаянов.

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

Одним из самых неожиданных можно назвать выступление административного директора туроператора ANEX Tour Александры Дмитриевой, которая представила новый проект ANEX Tour «Отдых без границ», предусматривающий специальные программы и цены на путешествия в России и за рубежом для лиц с инвалидностью. В рамках проекта компания проводит полное обследование отелей силами специалистов принимающих офисов и составляет список действительно адаптированных к приему туристов с инвалидностью отелей на 10-12 массовых направлениях отдыха, таких как Турция, Греция, Испания, Доминикана и тд.

Г-жа Дмитриева подробно проанализировала весь комплекс проблем, с которыми сталкиваются туроператоры при подготовке туров, рассчитанных на людей с ограниченными возможностями.

«Курорты и отели, что в России, что за рубежом часто только условно подходят для людей с ограниченными возможностями. Часто в отеле есть всего несколько номеров для них, но при этом плохо приспособленная территория, нет вмещающих коляски лифтов, специально оборудованных заездов в море. Процент отелей со специальной разметкой для слабовидящих и меню со шрифтом Брайля крайне мал. Еще одна проблема – в том, что не все страховые компании готовы покрывать хронические заболевания. Для туристов-инвалидов нужны специальные продукты в страховании», – отметила Александра Дмитриева.

Такие туры выстраиваются по другой логистике, предполагают практически индивидуальную работу с клиентом при организации транспортировки. Оператор планирует обучение агентств: турагенты должны иметь методический инструментарий для обслуживания лиц с инвалидностью, учитывать их особые потребности при обслуживании на всех этапах путешествия – в том числе и в аэропорту, где им нужны специальные сервисы.

Г-жа Дмитриева также озвучила специальную скидку для туристов с ограниченными физическими возможностями – 10-15% от базовой цены тура.

И.о. президента Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов Сергей Трикин рассказал об опыте реализации программ реабилитации и социализации инвалидов «Адаптивные лыжи».

Адаптивная программа «Импульс» реализуется ассоциацией на общественных началах, предусматривает возможность приобщения к горнолыжному спорту людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с нарушениями слуха и зрения. В проекте используется специальное горнолыжное оборудование (монолыжи, билыжи, картлыжи, тандемные лыжи), и методические рекомендации по работе с инвалидами ведущих французских и американских лыжных школ.

Участниками в ходе обсуждения проекта было подчеркнуто, что реализация программ адаптивных лыж, судя по европейскому опыту, может поднять загрузку горнолыжного курорта от 15 до 25% – за счет привлечения к катанию не только самих инвалидов, но и членов их семей.

Дарья Петрова, главный специалист – юрисконсульт отдела туристской инфраструктуры комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга поделилась с участниками конференции результатами развития городской программы по обеспечению доступности туристских маршрутов и объектов туризма для инвалидов и других маломобильных групп населения. Вместе с комитетом по социальной политике Петербурга выработана дорожная карта по повышению доступности услуг для маломобильных граждан в сфере туризма.

Разработаны программы для маломобильных граждан, к которым присоединились уже 12 музеев города со своими программами для слепых и слабовидящих, инвалидов-колясочников и пр. Проверены и запущены три однодневных маршрута по центру Санкт-Петербурга для индивидуальных туристов с ограниченными возможностями.

Неподдельный и живой интерес у всех участников конференции вызвал проект Globe4all, который представил его руководитель и сооснователь Ренат Анпилогов. Основанный в Санкт-Петербурге проект представляет собой интернет-агрегатор туристических услуг для инвалидов и маломобильных граждан. Волонтеры проекта тестируют объекты и маршруты с точки зрения универсального дизайна и доступности для людей с инвалидностью, аллергиями и пр.

На сайте Globe4all сейчас можно конструировать туры по разным адаптированным маршрутам, уже протестированным инспекторами в 5 городах РФ, при этом часть экскурсий – бесплатная. Гидом проекта сейчас может стать каждый.

«По данным международных организаций, 50% людей с ограниченными возможностями будут путешествовать чаще, зная о доступности отдыха для них. При этом известно, что 88% маломобильных выезжают в отпуск каждый год. Таким образом, проект представляет большой потенциал для туристических компаний», – заключил г-н Анпилогов.

Александр Новиков, методист и экскурсовод Государственного музея-заповедника «Царицыно», обратил внимание участников конференции на проблемы организации экскурсий по историческим объектам людей с нарушениями зрения.

В ГМЗ «Царицыно» пришли к выводу, что для того, чтобы дать таким туристам более полное представление об объектах показа, им необходимо предоставлять не только сами экскурсии и экспозиции со шрифтом Брайля (они уже есть в музейном комплексе), но и тактильные 3D-макеты зданий и сооружений с элементами их декора.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ ИНКЛЮЗИВНОМУ ТУРИЗМУ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Резюме конференции подвел Лев Гутман, эксперт высшей квалификации СДС ВОИ «Мир, доступный для всех», член Международной ассоциации сооружений для спорта и активного отдыха (IAKS), генеральный директор экспертно-консультационного центра «Эврика». Он сделал акцент на главных проблемах сегодняшнего инклюзивного туризма.

«Первая проблема – отсутствие системного подхода к доступности в системе туристических услуг. Туризм пока не охвачен постановлением 599 от 2015 года. Однако с поправками в закон «Об основах туристической деятельности» эта ситуация будет исправлена», – подчеркнул г-н Гутман.

Второй главной проблемой доступного туризма Лев Гутман считает не только отсутствие нормативной базы, но и базы методической. «В итоге есть масса энтузиастов и проектов, но каждый начинает создавать доступную среду в силу своих представлений, не всегда на практике оказывающихся правильными», – констатировал он.

«Важно. чтобы такие методики были разработаны для отелей, объектов показа. Для отелей у нас уже есть опыт Сочи – его надо переработать и масштабировать. И главное – к этой работе должны привлекаться не просто сами инвалиды, а именно специалисты, эксперты по созданию доступной среды, которые знают нюансы и особенности каждой нозологии», – подчеркнул г-н Гутман.

Читать еще:  Когда дается бессрочная 3 группа инвалидности

Третьей проблемой эксперт назвал отсутствие централизованной и систематизированной информации о доступных путешествиях для инвалидов, однако, по его словам, с появлением таких платформ-агрегаторов, как Globe4all, эта ситуация может быть исправлена.

Особые эмоции у участников конференции вызвал доклад специалистов, которые сами являются инвалидами либо тесно вовлечены в работу с ними.

Целеустремленность и профессионализм Елены Волоховой, председателя Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата «Опора», чье выступление завершило конференцию, впечатлили всех участников.

Г-жа Волохова еще раз акцентировала необходимость системной подготовки и обучения кадров в туристической отрасли, которые смогли бы корректно и эффективно обслуживать людей с ограниченными возможностями. «Опора», в частности, будет обучать волонтеров правилам общения с людьми с различной степенью инвалидности, но на уровне страны необходимы усилия и государства», – заключила она.

По результатам работы Всероссийской конференции «Россия – доступная страна» была принята резолюция, в которой, в частности, содержатся следующие решения:

1. Рекомендовать представителям субъектов Российской Федерации, участвовавших в работе экспертного совета Федерального агентства по туризму по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма, на базе брендовых маршрутов регионов разработать маршрут для лиц с ограниченными возможностями.

2. Просить Федеральное агентство по туризму:

— проводить Всероссийскую конференции по доступному туризму на ежегодной основе;

— проработать вопрос по разработке и созданию методических рекомендаций для туроператорских компаний, ТИЦ по оценке доступности объектов показа для лиц с ограниченными возможностями;

— проработать вопрос по проведению в 2020 г. семинаров для представителей туриндустрии по взаимодействию (общению) с разными категориями инвалидов.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

Как устроена единственная в России турфирма для инвалидов

Мария Бондарь — одна из двух основательниц уникальной для страны туристической компании для людей с ограниченными физическими возможностями. Петербургская Liberty уже 11 лет устраивает экскурсионные туры для инвалидов-колясочников по России и Европе. Мы поговорили с Марией о социальном бизнесе, трудностях с инфраструктурой и о том, как поменялось в городе отношение к инвалидам.

Все началось в школе, когда мы с другой соучредительницей компании, моей одноклассницей Натальей Гаспарян, мечтали реализовать собственный бизнес-проект. После окончания школы Наташа училась в Университете растительных полимеров на экономиста, я же закончила немецкое отделение филфака СПбГУ. Фирма «Либерти» появилась в 2004-м: на тот момент ни одной аналогичной коммерческой структуры в России не было: да и сейчас мы, наверное, единственный туроператор, полностью сосредоточенный на услугах для инвалидов.

Поначалу мы были в розовых очках, но быстро убедились, насколько Петербург плохо приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Можно даже сказать — недоступен. Начали мы с организации обзорных экскурсий для круизных туристов, которые приезжают в город на один-два дня. Исследовали состояние музейных объектов самостоятельно: одна из нас садилась в инвалидную коляску, другая ее катила. Стало понятно, что комфортные, оборудованные пандусами и подъемниками, места здесь можно пересчитать по пальцам. К ним относились, например, Эрмитаж и Русский музей. А, например, со Спасом-на-Крови было так. Мы в буквальном смысле своими руками изготовили алюминиевый пандус, и всякий раз, когда автобус с нашими туристами, подъезжал, водитель выгружал эту 40-килограммовую махину и укладывал на лестницу, ведущую в храм, чтобы наши туристы смогли заехать внутрь на колясках. Со временем администрация все-таки установила пандус: так в итоге случилось еще в нескольких местах.

Наиболее серьезная проблема — недостаток гостиниц. Нужны специализированные номера — с поручнями, широкими дверными проемами соответствующим образом устроенными ванными комнатами. На сегодняшний день в Петербурге мы сотрудничаем со многими отелями, но наши основные партнеры — «Петропалас» на Малой Морской (там семь оборудованных номеров) и «Новый Петергоф», в котором таких номеров шесть.

С отечественными туристами мы работаем либо по себестоимости, либо в убыток — потому что есть объективные причины высокой стоимости туров в Прагу или Париж: прежде всего потому, что этот вид туризма не массовый. Вся прибыль получается за счет иностранных клиентов, приезжающих в Петербург, Москву и по другим российским направлениям.

Мы занимаемся не благотворительностью, а все-таки социальным бизнесом. Само словосочетание мы услышали, только когда приняли участие в проходившем в Москве конкурсе фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Для нас это был не просто конкурс, а еще и своего рода психотерапевтический тренинг: мы познакомились со множеством людей, которые занимаются разного рода социальными бизнес-проектами. Тогда, в 2010-м, мы представили бизнес-план развития фирмы и получили от фонда беспроцентный займ сроком на четыре года. Что же касается возможности заниматься здесь социально ориентированным бизнесом — то, конечно, в России это жесткое выживание. Мало того, что властью такой бизнес мало поддерживается, но и тенденции последнего времени — в первую очередь, стремление все укрупнить и монополизировать — являются просто закручиванием гаек.

Сегодня ситуация с доступностью городского пространства для людей с ограниченными физическими возможностями все-таки несколько лучше. Без ложной скромности могу сказать, что в этих переменах есть и наша заслуга. И все-таки инвалиды в России в массе своей по-прежнему «невидимы» для здоровых и испытывают массу известных трудностей. Проблемы эти мы бы могли разделить на три категории: техническую (отсутствие необходимой инфраструктуры), финансовую и психологическую. Многие живут исключительно виртуальной жизнью, общаются в интернете — и это причем в лучшем случае.

Мы достаточно давно планируем расширить сферу охвата. Например, работать с глухими и слабослышащими. Пока это направление не открыто: скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но мы рассчитываем все-таки в ближайшем будущем осуществить эти планы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector