0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ментальная инвалидность что это такое

Что такое ментальная инвалидность

9 минут Ирина Смирнова 175

В некоторых правовых государствах, и, в частности, в России, термин «ментальная инвалидность» не используется, и люди, имеющие неполноценность и потребность в социальной помощи не подразделяются на какие-либо категории или группы.

При этом разница достаточно ощутима, так как под данным понятием подразумеваются граждане с интеллектуальными и психическими расстройствами, что в значительной мере влияет на их интеграцию в обществе. Люди, имеющие подобные нарушения, во много раз хуже приспособлены к жизни в социуме, не всегда в состоянии выполнять даже простую деятельность, что не дает им обеспечивать себя или даже элементарно обслуживать.

С другой стороны, многие предприятия не заинтересованы трудоустраивать инвалидов, поэтому такие граждане стараются по возможности скрыть факт наличия заболеваний. Это ведет к снижению их доходов и ощущению незащищенности. В настоящее время очень часто поднимается вопрос об изменении подхода к социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью различных возрастов, но пока желаемый результат находится только в стадиях разработок.

Многие сотрудники и руководители специализированных интернатов и других профильных заведений пытаются донести информацию о необходимости улучшения условий содержания и трудоустройства для взрослых, и возможности развития для детей.

Общая характеристика

К категории «ментальная инвалидность» относится целый спектр отклонений психического и когнитивного развития, таких как:

  • эпилепсия, шизофрения, аутизм;
  • умственная отсталость, деменция;
  • дефекты речи, клиническая депрессия;
  • органические нарушения центральной нервной системы;
  • генетические заболевания и прочие патологии.

Такие болезни достаточно часто сопровождаются нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата, а также потерей зрения или слуха, что еще в несколько раз снижает качество жизни человека. Но социальная стигматизация (психологическая дискриминация) и проблемы с трудоустройством вынуждают этих людей отказываться от оформления инвалидности по вышеперечисленным заболеваниям, пока это возможно.

Создать обобщенный портрет человека, относящегося к группе «ментальная инвалидность», достаточно сложно – это люди различных возрастов и заболеваний, проживающих в семьях с разным материальным уровнем. При этом практически все они имеют коммуникативные, поведенческие, интеллектуальные и эмоциональные отклонения, чем и отличаются от обычных людей.

Социальная интеграция

Кроме медицинской помощи, основной потребностью граждан с ментальной инвалидностью является нормальное существование, то есть реализация права на реабилитацию, образование, отдых и занятость. Несколько реже они нуждаются в официальном трудоустройстве.

Иногда для обеспечения «нормальной жизни» таким людям требуется сопровождение либо услуги, в полной мере заменяющие стационар. Это может быть трудоустройство (при определенном участии опекуна либо социального работника), совместное проживание, медицинская, психологическая и бытовая круглосуточная помощь.

Удручающим фактом является то, что пациент с нарушениями психики в большинстве случаев оторван от общества, и, как говорится, заперт в квартире либо психиатрическом заведении. Реабилитационные услуги для этой категории людей долгое время предоставляли только специализированные психоневрологические больницы и диспансеры.

Многие опекуны и родственники таким заведениям не доверяли – опасались, что подопечного «накачают нейролептиками» или лишат дееспособности. При этом в качестве услуг, предлагаемых социальными центрами, также большинство респондентов сомневаются. По рассказам специалистов московского центра лечебной педагогики, очень часто обращаются взрослые, которые когда-то проходили реабилитацию.

Теперь они в основном сидят дома, так как их близкие не знают, куда можно устроить выросшего инвалида, и что с ним делать дальше. За то время, что пациенты центра проводят дома, не развиваясь и не закрепляя полученных навыков, они утрачивают даже те, что удалось привить на каком-то этапе. Отдельная категория – это пожилые люди с деменцией.

С ними, как правило, не проводят реабилитацию, а распределяют по лечебным учреждениям. Большинство пациентов с дементным синдромом находятся в психоневрологических диспансерах или интернатах, остальные проживают в семьях либо одни. При этом старики, живущие в городах, кроме помощи социального работника, больше ни на что рассчитывать не могут.

Читать еще:  Инвалидность при инсульте головного мозга

Самая актуальная проблема семей с пожилыми инвалидами – отсутствие информации о любой помощи и социальной защите, которую может предоставить государство. Специалистов, занимающихся стариками (геронтологов), в России и других странах СНГ мало, так же, как и реабилитационных центров. В диспансерах и интернатах резко ощущается нехватка персонала и оборудования.

Зачастую на медсестру в таких заведениях ложится забота о целой палате, что при учете особенностей пациентов является слишком большой нагрузкой. Кроме этого, эксперты отмечают еще одну не менее важную проблему, которая заключается в отсутствии налаженных межведомственных связей между социальными службами и медицинскими учреждениями.

По статистике деятельности социальных центров можно сделать вывод, что большинство людей-инвалидов и их близкие попросту не имеют представления о наличии подобных заведений. Поэтому многие из последних пустуют, а ведь немало больных очень нуждаются в любой помощи.

Понятие «Ментальная инвалидность»

Инвалидность представляет собой расстройство какой-либо физиологической или умственной функции, при которой человек не в состоянии выполнять роль, считающуюся нормой для общества. Ментальная инвалидность – это нарушение психики, так что она влечет снижение интеллекта с рождения или в результате заболевания. В мире остро стоит вопрос о социализации людей с отклонениями, также необходимо вырабатывать подходящие программы для помощи.

Ментальные инвалиды – кто это?

Люди с умственными или психическими нарушениями относятся к специальной группе инвалидности. Такая форма дефектов не всегда коррелирует с определением инвалидности, которое дано в ФЗ «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации». В 9 ст. данного законодательного акта инвалидом является лицо с расстройствами функций организма, появившихся в результате патологий или травм. Ментальные дефекты могут быть заметны еще с детского возраста, так как многие из них обусловлены изменениями на генетическом уровне.

Инвалид с ментальными нарушениями – это человек, страдающий заболеваниями, которые снижают когнитивные способности:

  • аутизм, шизофрения, эпилепсия с частыми припадками;
  • клиническая депрессия, дефекты речи;
  • патологии ЦНС, прогрессивный паралич с выраженным слабоумием;
  • приобретенное слабоумие, ухудшение познавательной способности и практических навыков;
  • болезнь Коэна, синдром Дауна, ДЦП и другие генетические заболевания;
  • олигофрения, имбецильность.


По сравнению с физическими нарушениями, ментальные отклонения являются более сложным явлением по нескольким причинам. При инвалидности нет возможности заявить о своей проблеме, так как во многих случаях болезнь затрагивает когнитивные способности. В силу этой причины позицию приходится отстаивать близким людям – родителям или законным представителям.

Также вылечить психическую или умственную отсталость практически нереально. Несмотря на существование специальных курсов и программ развития, людям с инвалидностью сложно адаптироваться в обществе. Более того, многие окружающие люди не готовы принимать их в свой круг.

«Примеров успешной социализации инвалидов не так мало: Хелен Келлер, Ник Вуйчич, Стиви Уандер. Во многом жизнь человека зависит от него самого: если приложить силы, то можно добиться даже мирового признания вне зависимости от физических или ментальных нарушений»

Особенности социализации ментальных инвалидов

Процесс адаптации людей с психическими и умственными недостатками зависит от некоторых нюансов.

  1. Изначальное положение в обществе: наличие семьи, пол, возраст, экономическое обеспечение.
  2. Образование и квалификация инвалида.
  3. Также важную роль играет поддержка со стороны органов власти, поскольку без внимания соответствующих инстанций что-то изменить очень сложно.
  4. Уровень урбанизации населенного пункта, в котором проживает индивид.
Читать еще:  Кому дают 2 группу инвалидности в россии

Многие люди с ментальными нарушениями изолируются от общества и не всегда по своей воле. Чтобы повысить шансы на социализацию, инвалидам приходится постоянно развиваться: заучивать, запоминать простые действия, учиться разрешать рутинные ситуации.

«По данным Департамента труда и социальной защиты города Москвы за 2015-2016 г. в службу занятости обратилось лишь 6% от общего числа людей с инвалидностью. Это может означать неадаптированные условия труда, неуверенность или страх перед обществом»

Заключение

Инвалидность, само по себе, сложное явление, которое требует рассмотрения и на общественном и законодательном уровне.

По мере всемирной огласки данной проблемы появилось множество курсов и тренингов, которые посещают люди с ментальной инвалидностью. Человек с отклонениями в развитии не перестает быть частью общества, и ему следует принимать в его жизни активное участие. Нельзя отрицать, что для достижения этой цели нужно проделать много работы.

Их называют «другие»: чем отличаются от нас люди с ментальной инвалидностью

Никто не застрахован от появления в их окружении личностей с ментальными отклонениями, которые обусловлены врожденными или приобретенными интеллектуальными и психическими расстройствами. Доктора называют это «ментальная инвалидность». О том, какие особенности свойственны людям с подобными заболеваниями

и как вести себя с такими личностями, рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА.

В это понятие входит целый спектр нарушений умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефектыречи, умственнаяотсталость, генетическиезаболевания, клиническаядепрессия, деменция и др. «Ментальная инвалидность» – термин, непривычный для российского общества. Обычно людей с подобными расстройствами принято называть уничижительными эпитетами, такими как кретины или имбецилы. Примерно таково и отношение к ним – несмотря на незначительные отклонения, многие из описываемых людей не имеют возможности социализироваться и жить полноценной жизнью. Однако общество становится более гуманным, и во врачебную практику и обыденное общение все более широко входит и термин «другие».

«Большинство людей настороженно и неуважительно относятся к ментальным инвалидам, – рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – При этом никакой весомой аргументации у них нет. Таких людей побаиваются, поскольку их поведение отличается непредсказуемостью, или даже считают их ходячими зомби, лишенными интеллекта и чувств. На основании таких предрассудков им отказывают практически во всем, начиная с нормального общения и заканчивая работой. Однако подобный расхожий образ – это заблуждение.

Люди с ментальной инвалидностью вполне способны на качественную реализацию себя в рамках социума. Дается им это нелегко, а кроме того, это постепенный процесс, который требует от них немалых энергетических затрат – занятий с психотерапевтом, постоянных бесед с близкими людьми, общения со здоровым человеком, который впоследствии может стать коллегой, другом и т.д. Конечно, людям с отклонениями нужна и медицинская помощь, а иногда и сопровождение, но это не говорит о том, что они не смогут стать полноценными членами общества.

К большому сожалению, институты, призванные помогать таким людям, не справляются с наплывом пациентов, поэтому большая часть ментальных инвалидов заперта в четырех стенах без возможности общения и, соответственно, адаптации. Даже если они и получили какие-то навыки ранее, затворничество быстро стирает их из памяти, и человек вновь отдаляется от социума. Реабилитационные центры, где такие люди могут проводить время, тоже несовершенны, да и процесс идет короткий период. К сожалению, бывают случаи, когда имеющих все шансы на социализацию ментальных инвалидов пичкают пилюлями, чтобы, как говорится, не мешались и не пугали. На самом деле случаев успешного вхождения в социум среди таких индивидов множество, но путь этот долгий и тернистый, поэтому мало кто из их окружения хочет тратить на это время».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, те или иные нарушения психики можно диагностировать даже у вполне успешных людей, они найдутся у каждого десятого жителя планеты. Да, ментальные инвалиды имеют отклонения, однако они обучаемы, исполнительны и контактны.

Читать еще:  Кто считается инвалидом

Комментарий специалиста: «Нарушения психического и умственного развития часто бывают врожденными, – знает Татьяна БОРИСОВА. – Дети появляются на свет с аутизмом, умственной отсталостью, дефектами речи, органическим поражением нервной системы или иными генетическим заболеваниями. К ментальным отклонениям также относятся эпилепсия, которая возникает вследствие серьезной черепно-мозговой травмы, после отека мозга, инсульта, а также интоксикации и других заболеваний, при которых мозг человека испытывает кислородное голодание. Кроме того, эпилепсия бывает наследственной.

Шизофрения также может привести к ментальной инвалидности, особенно в запущенном состоянии. Это заболевание может быть как наследственным, так и приобретенным. Даже депрессия, которой страдает каждый второй человек, тоже может стать отправной точкой на пути к умственным отклонениям, которые, в свою очередь, приведут к ментальной инвалидности. Все перечисленные болезни опасны для людей в любом возрасте, то есть от ментальных отклонений не застрахован никто. Пожилые люди, страдающие деменцией, тоже в этом списке. Эта страшная болезнь поражает всех без разбора вне зависимости от статуса и профессии. Таким образом, лишиться какой-то части рассудка может и уборщица, и профессор.

Все это говорит о том, что в зоне риска находится абсолютно каждый. Но подобные заболевания не приговор – это лишь набор особенностей поведения, которые будут мешать людям интегрироваться в социум».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, такие люди нуждаются в нашей помощи, они ждут от нас не отторжения, испуганных взглядов или сострадания, а такого же отношения, которое мы испытываем к здоровому человеку.

Комментарий специалиста:«Люди с ментальной инвалидностью очень хотят нормально общаться – это аксиома, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – Они не могут говорить и думать с той же скоростью, что и здоровый человек. Но при этом они не хуже нас размышляют и вполне логично рассуждают. Оказавшись в одной компании с подобными людьми, имеющими ментальные отклонения, не стоит отказывать им в диалогах. Говорите медленно, терпеливо выдерживайте паузу и по возможности простыми предложениями отвечайте на вопросы. Дайте им шанс почувствовать себя такими, как и вы. Если вы живете рядом или поддерживаете дружбу, старайтесь общаться как можно чаще. Пусть это будут короткие попытки разговора, они не пройдут бесследно. Человек научится четче формулировать свои мысли и станет смелее в разговоре и с вами, и с другими людьми».

* ОТНОШЕНИЯ НА РАВНЫХ

Комментарий специалиста: «Люди с отклонениями не ждут жалости и снисхождения, – настаивает Татьяна БОРИСОВА. – Они справедливо считают себя такими же членами социума, как и окружающие, и сильно огорчаются, если их считают слабыми, глупыми и недееспособными. Старайтесь относиться к ним так же, как и к обычным людям. Если нужна помощь – помогите, но не демонстрируйте при этом снисхождение или жалость – это мешает им поверить в себя. Общаясь на равных, вы даете им шанс интегрироваться в социум. С первого раза это может не получиться, но впоследствии они шаг за шагом преодолеют этот путь к взаимному пониманию и научатся быть похожими на всех, кто их окружает».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector