0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отказ в субсидии на оплату жкх

ВС РФ: субсидия на оплату ЖКХ может быть назначена и «должникам», если причины долга заслуживают внимания

belchonock / Depositphotos.com

Отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за имеющихся долгов по оплате ЖКХ возможен только после изучения причин, по которым образовалась эта задолженность, и если эти причины не являются уважительными (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

К такому выводу пришел ВС РФ, разбирая спор между челябинским управлением соцзащиты и хозяйкой однокомнатной квартиры: дама обратилась в собес за назначением ей субсидии на оплату жилья и ЖКХ, но получила отказ из-за «висевшего» на ней долга по ОДН и установке общедомового счетчика холодной воды.

Дама объяснила, что спорная сумма начислена ей незаконно, вопреки нормам Жилищного кодекса, она с этим «долгом» категорически не согласна и оплачивать его, разумеется, не собирается.

На управление соцзащиты это не произвело никакого впечатления, и тогда дама обжаловала отказ в суде.

Районный, а затем и областной суды встали на сторону собеса:

  • запрет в выдаче субсидии должникам прямо закреплен в п. 5 ст. 159 ЖК РФ и в п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее –Правила);
  • наличие задолженности в данном случае подтверждено документально;
  • следовательно, отказ в предоставлении субсидии законен.

Дополнительно областной суд коснулся обстоятельств начисления спорной задолженности, и даже пришел к выводу, что спорный платеж начислен верно и согласуется с нормами ЖК РФ, да и в суд с оспариванием этого долга истица не обращалась. А значит, задолженность возникла у истца в связи с несогласием оплачивать долг, а не по каким-либо иным причинам.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посмотрела на дело иначе:

  • субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки граждан, ведь Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Региональные субсидии в Челябинской области также установлены в целях соцподдержки отдельных категорий малоимущих граждан при проведении реформы ЖКХ (постановление Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П);
  • субсидия предоставляется, если жилищно-коммунальные расходы граждан, рассчитанные с применением региональных стандартов жилплощади и стоимости ЖКУ, превышают максимально допустимый порог расходов в совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ);
  • Порядок определения размера субсидий, их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления и т. п. устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). В региональном челябинском нормативном акте о субсидиях указано, что субсидии предоставляются в порядке и на условиях, определенных федеральным Порядком;
  • этим Порядком предусмотрено (п. 56 Правил), что предоставление субсидий может быть приостановлено при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилье или ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности;
  • но при этом субсидии сначала всего лишь приостанавливают на месяц (п. 57 Правил), с обязательной целью выяснить, каковы причины возникновения (непогашения) указанной задолженности. И если выяснится, что долги появились по причинам уважительным (стационарное лечение, смерть близких, задержка зарплаты и другие), то предоставление субсидий должно быть возобновлено (п. 58 Правил);
  • следовательно, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилья и комуслуг. А если эти долги образовались по уважительным причинам, то отказать гражданину в предоставлении субсидии нельзя. Потому что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату ЖКХ, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом. И само по себе наличие у гражданина «коммунального» долга не может служить безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении;
  • указанная правовая позиция изложена также в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»;
  • из материалов дела следует, что сам челябинский собес причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал,
  • а значит, и у суда не было основания для выводов о том, что у собеса были основания отказать в назначении субсидии.
Читать еще:  Какие субсидии можно получить от государства

Дополнительно Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отмела довод апелляционной инстанции о том, что спорный долг возник в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на ОДН и установку общедомового счетчика, а не по каким-либо иным причинам: по мнению ВС РФ, довод сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Можно ли и как отказаться от субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг

Происходит постоянное повышение стоимости коммунальных услуг. По этой причине увеличивается и число граждан, которые обращаются за назначением субсидии на их оплату.

Но бывают случаи, при которых гражданам необходимо отказаться от предоставленной ему госпомощи в виде дотации на оплату КУ (коммунальных услуг). Далее будет рассмотрен вопрос, как отказаться от субсидии на оплату ЖКХ .

Скачать для просмотра и печати:

Кому положена субсидия на оплату ЖКУ

Претендовать на получение субсидии на оплату коммунальных платежей и квартплаты имеют право граждане (семьи), если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе. Размер максимально допустимой доли расходов семьи или одиноко проживающего гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется каждым регионом в индивидуальном порядке.

Внимание! Вышеуказанный процент обусловлен областью проживания заявителя. Например, в Москве семейство максимально может расходовать на квартплату и платежи за коммунальные услуги 10% их совместного дохода, в Санкт-Петербурге — 14%, в Пермском крае — 22%, такой же региональный стандарт установлен и для Свердловской области.

К обязательному требованию для получения дотации относится то, что гражданин обязан:

  • иметь квартиру в собственности;
  • быть членом жилищного кооператива;
  • быть арендатором жилья и иметь договор аренды;
  • жить в квартире, предоставленной государством или органами местной власти.

Условия оформления

Помимо всего вышесказанного, заявитель на назначение субсидии должен соответствовать таким условиям:

  • быть гражданином России или иного государства, с которым РФ заключила определенный договор(например, Белоруссия или Киргизия);
  • иметь документальное подтверждение права пользования жилым помещением;
  • быть зарегистрированным в указанном жилом помещении на постоянной основе;
  • не иметь задолженности по оплате за жилье и КУ .

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Документы для оформления

Для оформления субсидии претендент на ее получение должен предъявить в отделение соцзащиты такой комплект документации:

  1. Заявление, написанное по определенной форме.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи.
  3. Документы, способствующие определению степени родства членов семьи (свидетельство о рождении детей, об установлении отцовства, о заключении брака и т.д.)
  4. Документы, удостоверяющие наличие у лица прав собственности или пользования жилым помещением (договор аренды, договор социального найма, свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН и т.д.).
  5. Данные о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, на субсидию по оплате которого рассчитывает заявитель — документ, обозначающий состав семьи (его выдает паспортный стол, МФЦ или управляющая компания)
  6. Справки, подтверждающие доход всех членов семейства за последние полгода. Величина совокупного семейного дохода, удовлетворяющая требованиям для начисления субсидии, различна и зависит от региона проживания претендента.
  7. Документ из РКЦ , доказывающий отсутствие задолженности по оплате за квартиру и КУ .
  8. Справка, свидетельствующая о том, что члены семейства имеют право на получение привилегий в области оплаты КУ (при наличии).
  9. Реквизиты счета, куда будут поступать денежные средства.

В оформленное дело в органах соцзащиты подшиваются копии вышеперечисленной документации, но для сверки при подаче заявки следует иметь при себе и оригиналы.

Что влияет на размер госпомощи

Величина назначаемой дотации обусловлена следующими факторами:

Как рассчитать размер выплаты

С = ССЖКУ × n — МДДр/100 × Д

С — величина субсидии;

ССЖКУ — размер регионального стандарта стоимости ЖКУ на одного члена семьи;

n — количество членов семьи;

МДДр/100 — региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и КУ в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д — совокупный доход семьи.

Если доходная часть семьи претендента меньше прожиточного минимума, то рассчитывать дотацию следует по иной формуле:

К — поправочный коэффициент, рассчитываемый по формуле К=СД/ПМ, где

  • СД — среднедушевой доход семьи,
  • ПМ — величина прожиточного минимума

Семья Лютиковых проживает в Волгограде. Состоит из 6 человек (мать, отец и трое детей, не достигших 18 летнего возраста и обучающихся в школе, а также теща — пенсионерка)

Совокупный доход семьи — 38000 руб.

Квартплата и услуги ЖКХ — 8000 руб.

Прожиточный минимум в Волгограде — 9019 руб. в месяц

  1. Определяем статус семьи Лютиковых: 38000/6=6333 руб.— средний доход на каждого члена семейства. 6333 ).
  2. Определяем величину «К »: 6333/9019=0.70
  3. Подставляем все найденные значения в формулу:

1770×6 — 0.18×38000×0.7=10620-4788=5832 руб. — величина ежемесячной дотации для семьи Лютиковых.

Важно! Если претендент на дотацию подал документацию до 15 числа текущего месяца, то она назначается уже за этот месяц. Если документы предоставлены во 2 половине месяца, то выплаты будут производиться только за последующий месяц.

Существуют иные формулы расчета субсидий, например, для семей, которым уже предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Получение отказа от госпомощи

В законодательных актах предусмотрен отказ от назначенной субсидии в добровольном порядке.

Причины отказа

Такое возможно при возникновении в жизни таких обстоятельств:

  • рост доходной части семьи, что приводит к улучшению качества ее жизни;
  • смена владельца жилплощади в связи с ее продажей, дарением, обменом или сдачи в наем.

Необходимые документы

Чтобы отказаться от предоставленной субсидии, следует предоставить в УСЗН такой документный пакет:

  • заявление, написанное в определенной форме с объяснением обстоятельств, приведших к отказу от помощи государства;
  • паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, на основании которого будет завершена выплата субсидии, например, договор дарения квартиры или документ, подтверждающий доходы лица с места его трудоустройства (предоставляется по желанию).

На рассмотрение и принятие решения по такому заявлению органу соцзащиты отводится 5 дней. Затем организация должна уведомить гражданина о своем решении в письменном виде. Выплаты прекращаются сразу после того, как УСЗН вынес соответствующий вердикт.

Своевременное неоповещение органов грозит неприятностями в виде принудительного возвращения полученных финансов и штрафных санкций.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Отказ в предоставлении субсидии на оплату ЖКХ: основные причины отказа

Уровень доходов граждан отстает от стремительного роста тарифов на коммунальные услуги.

Для поддержки малоимущих семей государство предоставляет частичную или полную компенсацию их затрат.

Отказ в предоставлении субсидий на оплату ЖКХ возможен лишь по уважительным причинам.

Правила назначения субсидии

Главным условием получения социальной помощи является сравнительная величина стоимости услуг ЖКХ применительно к доходам семьи.

Она назначается гражданам, затрачивающим на оплату коммунальных услуг сумму, которая превышает установленную норму. В противном случае их может ожидать отказ в субсидии на оплату ЖКХ.

Базой для расчета денежного возмещения выступают:

  1. нормативы жилой площади, установленные законодательством;
  2. региональные тарифы на коммунальные услуги;
  3. средний доход семьи.

Законодательно установленная норма затрат одной семьи на коммунальные услуги составляет 22% от общего дохода.

Если средний доход меньше прожиточного минимума, при расчете применяется поправочный коэффициент, снижающий норму затрат.

На данный вид компенсации могут претендовать:

  • собственники жилья;
  • члены жилищного кооператива;
  • лица, официально оформившие аренду жилого помещения;
  • граждане, проживающие в муниципальных или государственных квартирах.
Читать еще:  Компенсация за коммуналку

Особый порядок предоставления господдержки разработан для таких категорий граждан:

  1. военные контрактники;
  2. лица, живущие на закрытых военных объектах;
  3. военные пенсионеры.

Порядок предоставления

Воспользоваться социальной поддержкой вправе семьи и одинокие люди в случае несоразмерности их доходов размеру платежей.

Граждане, претендующие на получение государственной помощи для оплаты ЖКУ, должны обратиться в местные органы соцзащиты или МФЦ с пакетом необходимых документов.

Одним из вариантов является подача заявки через Единый портал госуслуг. Проверка документов и рассмотрение заявки занимают 10 дней.

Заявителя ожидает отказ в получении субсидии, если в документах будут выявлены неточности или ошибки.

При необходимости гражданину дается месяц на предоставление недостающих сведений. О положительном решении он уведомляется письменно в течение 10 дней.

Помощь может предоставляться в разных формах:

  • в виде денежных выплат;
  • в виде бесплатных услуг ЖКХ.

Действие субсидии начинается:

  1. с месяца подачи заявки, если документы были предоставлены до 15 числа;
  2. со следующего месяца, если бумаги были поданы позднее.

При расчете размера денежной помощи учитываются:

  • полугодовой общесемейный доход;
  • помесячная сумма платежей по квитанциям;
  • площадь и технические параметры жилья;
  • затраты, необходимые для ремонта и обслуживания дома;
  • количество проживающих;
  • реальный прожиточный минимум семьи;
  • общая стоимость услуг ЖКХ.

Выплаты производятся из регионального и федерального бюджета. Денежные средства поступают на счет получателя ежемесячно до 10 числа, для своевременной оплаты ЖКУ. Эти средства не облагаются подоходным налогом.

Основания для отказа

Субсидии предоставляются на срок до 6 месяцев. С момента окончания этого периода в течение 10 дней следует подать новую заявку на получение господдержки.

В течение всего периода получения денежной помощи ее размер регулярно пересчитывается, причем итоговая сумма не может быть больше размера фактических выплат за ЖКУ.

При изменении какого-либо из региональных стандартов, в том числе и прожиточного минимума, размер выплат пересчитывается в беззаявительном порядке.

Отказ в предоставлении субсидии может быть вызван:

  1. задолженностью по коммунальным платежам и отсутствием соглашения об их погашении с управляющей компанией;
  2. наличием гражданства другого государства, с которым РФ не имеет договора, регламентирующего порядок предоставления денежной помощи;
  3. получением ссуды согласно договору безвозмездного пользования;
  4. проживанием в жилом помещении по договору найма;
  5. нарушением сроков подачи документов на получение субсидии;
  6. ошибкой или неточностью в предоставленных документах.

Приостановка или прекращение выплат

Предоставление денежных выплат прекращается, если появились веские основания для отказа в субсидии, в частности:

  • гражданин, получающий выплату, сменил место жительства;
  • в представленных документах указана неверная информация, которая может стать причиной ошибки в расчетах;
  • в течение месяца после уведомления о приостановке выплат получателем не приняты меры по погашению задолженности;
  • гражданин потерял право на получение субсидии в результате изменений, произошедших в составе семьи или гражданстве.

Выплаты могут быть приостановлены, если:

  1. гражданин нарушает сроки погашения задолженности по коммунальным платежам;
  2. своевременно не исполняет обязанность по оплате услуг ЖКХ;
  3. вовремя не информирует органы соцзащиты об изменении своего статуса в качестве получателя субсидии.

Порядок прекращения и возобновления помощи

Выдача субсидии приостанавливается сроком на один месяц для выяснения причин неисполнения требований, предъявляемых к получателю выплат.

Если причина будет признана уважительной, выплаты возобновляются, в том числе и за время приостановки.

В качестве уважительных причин принимаются:

  • факт лечения в стационаре;
  • смерть близкого родственника;
  • задержка заработной платы.

При отсутствии уважительных причин предоставление выплат прекращается.

Решение об их приостановке или полном прекращении доводится до сведения получателя в течение 5 рабочих дней в письменном виде и с указанием оснований.

Однако они могут быть возобновлены после устранения причин отказа в предоставлении субсидии:

  1. после полного погашения задолженности;
  2. выполнения всех требований, предусмотренных законом.

Если размер получаемой помощи превышает фактические расходы на оплату услуг ЖКХ, производится перерасчет.

Денежные средства, полученные необоснованно, должны быть возвращены в бюджет добровольно. В противном случае возврат осуществляется в судебном порядке.

Заключение

Получателям субсидий на оплату ЖКХ следует помнить, что данный вид господдержки имеет целевое назначение.

Расходование средств контролируется уполномоченными органами. Поэтому важно обеспечивать своевременную и полную оплату предоставляемых коммунальных услуг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector