1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественный транспорт для инвалидов

Транспорт и соцобъекты Москвы адаптируют для нужд инвалидов

В Москве продолжается работа по обустройству транспортной инфраструктуры для инвалидов и людей с ограниченными возможностями. В процессе обновления парка Мосгортранса город закупил только низкопольный подвижной состав.

«Мы говорили сегодня, ставили задачи по закупке новых транспортных средств общественного транспорта города Москвы, который был неприспособлен для маломобильных групп населения. И сегодня количество такого транспорта увеличилось почти в два раза. 75 процентов автобусов, троллейбусов, трамваев адаптированы для граждан с ограниченными возможностями. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем, особенно в отношении трамвайного парка, который, конечно, необходимо модернизировать», — отметил Сергей Собянин на заседании Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Теперь автобусы, приспособленные для маломобильных групп граждан (5400 единиц), составляют 78 процентов от общего количества автобусов, низкопольные троллейбусы (941 единица) — 60 процентов всего троллейбусного парка. Также на линиях работают 13 процентов низкопольных трамваев (129 единиц).

Полностью адаптированы для доступа инвалидов новые станции метрополитена. К тому же с 2013 года в метро работает Центр обеспечения мобильности пассажиров. За два года его услугами воспользовались порядка полумиллиона маломобильных пассажиров, включая инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детьми.

«Очень сложной была задача — оказать содействие в движении инвалидов в метро. Метро, которое построено десятилетия назад, перестраивать во многих случаях было просто невозможно. Поэтому по нашему с вами решению мы создали Центр обеспечения мобильности пассажиров в метрополитене, который провёл такой эксперимент, в котором участвовали сотни работников метрополитена, волонтёры, и за этот период времени они оказали помощь порядка полумиллиону граждан с ограниченными возможностями», — сказал Сергей Собянин.

Улучшается доступность социально значимых городских объектов. В столице их насчитывается около 50 тысяч. Это больницы, поликлиники, школы, колледжи, центры соцзащиты, учреждения культуры и так далее. Для инвалидов частично или полностью приспособлено 85 процентов зданий. Их доля выросла в полтора раза, если сравнивать с показателями 2010 года (54 процента).

«Как вы помните, большая часть присутственных зданий Москвы была не приспособлена для лиц с ограниченными возможностями. Сегодня почти 85 процентов этих зданий так или иначе приспособлены для инвалидов, и в том числе спортивные залы и сооружения», — подчеркнул Мэр Москвы.

Информация о приспособленности городской инфраструктуры для инвалидов опубликована на портале «Открытые данные». Также москвичи могут пожаловаться на плохое состояние или неисправность инфраструктуры для инвалидов, расположенной в жилых домах, социальных учреждениях и на улице (тактильная плитка, общественные туалеты, пешеходные переходы), на портале «Наш город». С момента запуска ресурса горожане написали более 7,7 тысячи сообщений на эту тему. 85 процентов проблем было признано, 98 процентов из них решено.

В Москве живут около 1,2 миллиона инвалидов. Из них около 14,2 тысячи — слабовидящие и слепые, более 6,5 тысячи — слабослышащие и глухие, 21,4 тысячи — инвалиды по патологии опорно-двигательного аппарата (в том числе свыше 10 тысяч человек — инвалиды-колясочники), более 7,5 тысячи — инвалиды вследствие детского церебрального паралича.

Реабилитация

Одной из важнейших тем остаётся вопрос реабилитации инвалидов. «Значительная часть усилий наших с вами будет направлена на улучшение условий реабилитации инвалидов», — добавил Сергей Собянин.

В Москве работает восемь центров социальной реабилитации инвалидов, семь реабилитационно-образовательных учреждений, 87 реабилитационных отделений при территориальных центрах социального обслуживания и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, из них 33 отделения — для детей-инвалидов.

За девять месяцев текущего года услуги по комплексной реабилитации получили более 35 тысяч человек. Выездная реабилитация детей-инвалидов охватила 5,5 тысячи человек. Санаторно-курортное лечение получили 10,8 тысячи детей-инвалидов. За пять лет доля инвалидов-москвичей, получающих реабилитационные услуги, выросла на 10 процентов — с 78 до 88 процентов.

«Нам удалось значительно увеличить количество инвалидов, которые проходят профилактические курсы лечения. Объём такого профилактического лечения увеличился почти в полтора раза», — заявил Мэр Москвы.

Уровень обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ) вырос с 88,3 процента в 2010 году до 98 процентов в 2015 году. Помимо выдачи изделий, практикуется выплата компенсаций тем инвалидам, которые приобрели их самостоятельно. В частности, в 2015 году компенсации получили 17,4 тысячи человек.

Помощь в индивидуальном подборе новейших высокотехнологичных средств реабилитации с 2011 года оказывает Ресурсный центр для инвалидов. Также работает мобильная служба, сотрудники которой в случае необходимости выполняют доставку изделий и проводят мелкий ремонт, а также обучают, как ими пользоваться.

Развивается сеть проката технических средств реабилитации. Такая служба есть при учреждениях соцзащиты в каждом административном округе города. В частности, в 2014 году на бесплатной основе 105 инвалидам были предоставлены медицинские терапевтические тренажёры во временное пользование сроком от трёх до шести месяцев.

Поэтапно внедряется электронный сертификат на средства реабилитации. Это позволяет инвалидам самостоятельно выбирать марку и модель ТСР, а также упрощает процедуру его получения.

В 2013–2014 годах были проведены комплексные обследования условий жизни 145 тысяч инвалидов I группы и более 30 тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов. На основании полученных результатов на каждого инвалида заведён электронный социальный паспорт, отражающий его нуждаемость и виды предоставляемой адресной помощи.

Трудоустройство

Медико-социальные показания к трудоустройству установлены 150 тысячам инвалидов. По состоянию на начало 2015 года общая численность работающих инвалидов различных категорий составила около 105 тысяч человек (70,3 процента).

«Сегодня большинство инвалидов имеют возможность трудиться, и они трудятся, получая соответствующую прибавку к зарплате, с одной стороны, с другой стороны, выполняя общественно значимые функции», — уверен Мэр Москвы.

Читать еще:  Льготы пенсионерам по проезду в общественном транспорте

За 2011–2015 годы в органы службы занятости Москвы в поисках работы обратились 15,4 тысячи граждан, имеющих инвалидность. Из них трудоустроено свыше 6,6 тысячи человек. За пять лет примерно на два месяца снизилась средняя продолжительность безработицы среди инвалидов — с 9,3 месяца в начале 2011 года до 7,4 месяца в октябре 2015 года.

В целях осуществления профессиональной подготовки детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста в системе социальной защиты населения города Москвы работают специализированные реабилитационно-образовательные учреждения.

Образование

Сегодня в образовательных учреждениях Москвы обучается 53 тысячи детей с особыми потребностями, из них более 20 тысяч детей-инвалидов. Развиваются вариативные формы дошкольного образования. Детям с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуального подхода предоставляется возможность получения образования в группах компенсирующей или комбинированной направленности, в которых успешно реализуются инклюзивные практики.

За пять лет количество московских семей, предпочитающих для своего школьника-инвалида инклюзивную школу, увеличилось на 20 процентов по сравнению с 2011 годом (2011 год — 6786, 2015 год — 8136).

Для обучения школьников-инвалидов подушевые нормативы финансирования увеличиваются на следующие коэффициенты:

— «2» — для детей-инвалидов;

— «3» — для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов.

«Очень важна адаптация детей-инвалидов в систему образования. Вы знаете, что мы увеличили от двух до трёх раз финансирование общих школ, которые используют инклюзивное образование, с одной стороны. С другой стороны, сохранив специализированные учреждения, передали их в систему Департамента социальной защиты, для того чтобы они не только учились, но и проходили профессиональные, качественные системы реабилитации, профилактики и оказания поддержки инвалидам», — заявил Сергей Собянин.

Доступность учреждений культуры

В ведении Департамента культуры города Москвы находится 35 музеев и 25 выставочных залов. В настоящее время 88 процентов этих учреждений частично или полностью приспособлены для нужд инвалидов.

В августе 2015 года функции городского музейного центра по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами были возложены на Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А. Островского.

Из 87 театров приспособлены для инвалидов 65. Кроме того, театры и концертные организации продают им билеты по льготным ценам.

На территории 17 парков культуры и отдыха (ПКиО) и восьми музеев-усадеб, находящихся в ведении Департамента культуры города Москвы, сформировано безбарьерное пространство для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Созданы адаптированные входы в парки, дорожно-тропиночная сеть, специальные кабины в туалетах, парковочные места для инвалидов, детские площадки в восьми парках, входы в здания в 17 парках. В восьми музеях-усадьбах проведена адаптация для инвалидов по зрению.

Для инвалидов и других маломобильных граждан во всех парках и усадьбах предусмотрены специальные льготы на аттракционы, катки, на услуги проката велосипедов, лодок, коньков, веломобилей. В «Сокольниках» открыт реабилитационный центр инвалидов детства, а также действует бесплатный прокат колясок с электроприводом и электроскутеров.

Во всех парках и усадьбах проводятся специальные мероприятия и экскурсионные программы для инвалидов: мастер-классы по рисованию и прикладному искусству, экскурсии и благотворительные ярмарки, обеды и чаепития. Например, в Парке Горького и «Сокольниках» за 10 дней трансляции Параолимпиады 2014 года, проходившей в Сочи, соревнования посмотрели более 100 тысяч человек.

Спорт

В Москве проживают почти 400 тысяч инвалидов, имеющих медицинские показания для занятий физической культурой и спортом. За пять лет число москвичей-инвалидов, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, увеличилось на 70 процентов и составило 41,6 тысячи человек.

При этом в пять раз по сравнению с 2010 годом увеличилось число постоянных посетителей спортивных секций и оздоровительных групп в учреждениях Москомспорта (в 2010 году — три тысячи, в 2015 году — более 15 тысяч).

«Должен сказать, что количество инвалидов, которые системно занимаются физической культурой и спортом в Москве, значительно увеличилось за эти годы. Провели в этом году около 150 спортивных мероприятий, и результат говорит сам за себя: московская команда замечательно выступила на сочинских Параолимпийских играх. Только в этом году она собрала около тысячи медалей на российских и международных соревнованиях», — добавил Сергей Собянин.

Самые популярные виды спорта среди инвалидов — плавание, настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, армспорт, пауэрлифтинг и игровые виды спорта.

Ежегодно в Москве проводится более 450 физкультурных и спортивно-массовых мероприятий окружного и общегородского значения с участием маломобильных граждан. Среди крупных мероприятий 2015 года — комплексная межокружная спартакиада «Мир равных возможностей», параспартакиада, фестиваль спорта инвалидов «Воробьёвы горы», фестивали, посвящённые празднованию Дня города и Международного дня инвалида.

В систему Департамента физической культуры и спорта города Москвы (Москомспорт) входит 398 объектов спорта. Из них приспособлены для доступа инвалидов 227 объектов. Все новые спортивные объекты строятся с учётом потребностей маломобильных граждан.

В период за 2010–2015 годы Москомспорт приобрёл 41 специализированный автобус, 288 единиц специализированного оборудования, гравитрон, ручной велосипед, подъёмную платформу для преодоления лестничных маршей инвалидами, 27 ступенькоходов, пять подъёмников для инвалидов в бассейн.

На базе 20 учреждений Москомспорта проводится подготовка резерва для сборных команд Москвы по видам спорта, входящим в программы Параолимпийских и Сурдолимпийских игр. Работают 35 отделений по 44 спортивным дисциплинам, в том числе:

— спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата;

— спорт лиц с интеллектуальными нарушениями;

В этих учреждениях ведётся спортивная подготовка 2,3 тысячи спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, с которыми работают более 100 тренеров. В 2015 году 605 московских спортсменов входили в состав сборных команд Российской Федерации по адаптивным видам спорта (23 процента от общего числа спортсменов). По сравнению с 2010 годом число москвичей — членов сборных команд выросло в 1,4 раза (426 человек в 2010 году).

Читать еще:  Льгота на проезд в общественном транспорте пенсионерам

Московские спортсмены на XI зимних Параолимпийских играх 2014 года в Сочи принесли в копилку сборной 15 медалей (19 процентов от общего числа медалей России), в том числе девять золотых, пять серебряных и одну бронзовую. По сравнению с Параолимпийскими играми 2010 года в Ванкувере москвичи завоевали на девять медалей больше. Их доля в общем числе завоёванных сборной России медалей увеличилась на три процента (16 процентов в 2010 году). При этом вклад москвичей в общекомандное золото вырос с 17 до 30 процентов.

Выдающийся результат в 2014 году показал московский спортсмен Роман Петушков, завоевавший шесть медалей высшей пробы в рамках одной Параолимпиады (три медали в биатлоне и три медали в лыжных гонках).

XVIII зимних Сурдолимпийские игры 2015 года в Ханты-Мансийске, Магнитогорске принесли московских спортсменам девять медалей (30 процентов от общего числа медалей России), в том числе три золотые, две серебряные и четыре бронзовые.

На II Всероссийской летней спартакиаде инвалидов 2015 года москвичи завоевали 96 медалей (55 золотых, 22 серебряных и 19 бронзовых) и заняли первое общекомандное место.

Учитывая высокие спортивные результаты, показанные московскими спортсменами, по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина создана экспериментальная спортивная сборная команда города Москвы по подготовке к Олимпийским, Параолимпийским и Сурдолимпийским играм.

В настоящее время идёт подготовка к XV летним Параолимпийским играм 2016 года в Рио-де-Жанейро. В состав экспериментальной сборной команды Москвы включен 41 спортсмен.

Минтранс утвердил порядок перевозки инвалидов

Правила перевозки людей с ограниченными возможностями регламентируются приказом Минтранса России от 01.12.2015 № 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи». Документ зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2016 за № 42032.

Приказ определяет условия доступности для инвалидов автовокзалов и автостанций, их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом, в том числе по заказу, легковыми такси, а также городским наземным электрическим транспортом.

Пассажиры-инвалиды при покупке билета в междугородном и международном сообщениях должны не меньше чем за сутки до поездки уведомить перевозчика или его агента об имеющихся у них ограничениях жизнедеятельности и необходимости оказания им помощи, говорится в документе.

Администрация автовокзалов и автостанций обязана обеспечить предоставление таким пассажирам:

• помощь при передвижении по территории объектов, в том числе при входе в транспортные средства и выходе из них, до мест посадки и высадки, при оформлении и получении багажа;
• сопровождение пассажиров, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объектов и в транспортных средствах;
• дублирование надписей, знаков и иной информации на шрифте Брайля;
• допуск собаки-проводника на транспортный объект и в транспортное средство при наличии соответствующих документов;
• допуск собаки-проводника на объект, где предоставляются услуги, и к проезду в транспортном средстве при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Владельцы транспортных объектов должны предоставлять инвалидам:

• беспрепятственный вход на объекты и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств;
• возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуг;
• возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе на объекты;
• оборудование объектов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи.

Перевозчики обеспечивают пассажирам-инвалидам:
• посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
• возможность провозить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов;
• провоз собак-проводников при наличии специального документа;
• оснащение транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Владельцы транспортных объектов должны обследовать автовокзалы и автостанции на предмет их доступности для инвалидов и составить соответствующие паспорта. В приказе приводятся критерии оценки таких объектов. В частности учитываются выделенные парковки (парковочные места) для личных транспортных средств инвалидов; сменные кресла-коляски; адаптированные лифты; поручни; пандусы; подъемные платформы (аппарели); раздвижные двери; доступные входные группы; доступные санитарно-гигиенические помещения и др.

Сведения о доступности объектов должны размещаться на фасадной стороне здания, а перевозчиками — на транспортном средстве, чтобы пассажиры могли узнать такие данные перед поездкой. Помимо этого, ознакомиться с такой информацией можно будет на официальных сайтах перевозчиков и владельцев объектов. Эти данные должны обновляться ежеквартально.

Приказ вступит в силу 22 мая 2016 года, за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 июля.

Транспорт для инвалидов: право на проезд, льготы и доступность

Где оговаривается доступность транспорта для инвалидов?

Доступность общественного транспорта для инвалидов, в том числе поездов, самолетов, автобусов, такси и других видов декларируется в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Эта статья обязывает делать доступными объекты транспортной инфраструктуры, в том числе вокзалы и остановки. Они должны быть оборудованы пандусами. Светофоры, в свою очередь, – специальными сигналами. Также обязательно наличие информации, выполненной шрифтом Брайля для людей с нарушениями зрения. Кроме этого, государство обязано обеспечивать сопровождение инвалидов и оказывать им помощь в передвижении. Кроме этого, оговаривается обязательный допуск собак-проводников.

Читать еще:  Как сделать проездной на автобус студенту

В законе также говорится, что расходы на оборудование транспортных средств и объектов инфраструктуры возлагаются на государственные и муниципальные органы.

Более того, законодательно в принципе запрещена планировка и застройка городов, а также производство общественного транспорта без учета доступности для людей с инвалидностью.

Какие права есть у инвалидов на железнодорожном транспорте?

Права людей с инвалидностью при использовании железнодорожного транспорта закреплены ст. 80.1. Устава железнодорожного транспорта РФ.

В ней указано, что вокзал должен быть обеспечен низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, а также текстофонами для связи со службами информации и экстренной помощи. Кроме этого, информация об условиях перевозки должна быть предоставлена в доступном для человека формате. Помощь с высадкой и посадкой – бесплатная услуга, как и другие: помощь с передвижением по вокзалу, в том числе до места посадки, оформлением багажа, его получением. Также вокзалы обязаны обеспечивать людей с инвалидностью вспомогательными средствами, в том числе креслами-колясками. Человек с инвалидность при наличии разрешительных документов допускается с собаками-проводниками.

Ранее DISLIFE подробнее рассказывал о других правах человека с собакой-поводырем: «Куда можно пройти с собакой-поводырем и что делать, если не пускают?»

В поездах дальнего следования пассажирам с инвалидностью бесплатно предоставляется провоз собак-проводников, опять же вспомогательных средств передвижения и провоз трости, костыля, носилок и кресла-коляски сверх установленной нормы багажа.

Перед поездкой человеку с инвалидностью следует обратиться в Центр содействия мобильности РЖД. Контакты круглосуточной службы указаны в соответствующем разделе на сайте РЖД.

Какие права есть у инвалидов в аэропортах?

Бесплатные услуги для инвалидов в аэропорту прописаны в ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ.

Прежде всего, это сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта, в том числе в местах посадки и высадки, при регистрации на рейс и оформлении багажа, прохождении досмотров, пограничного и таможенного контроля, а также получении багажа по прибытии.

Кроме этого, как и на вокзалах, в аэропортах людям с инвалидностью предоставляются специальные средства для передвижения, в том числе кресла-коляски, а также возможность использования специального подъемного устройства (амбулифта) при посадке в самолет и высадке из него.

На борту самолета перевозчик также обязан бесплатно предоставлять пассажиру с инвалидностью некоторые услуги. Среди них возможность ознакомиться с информацией об условиях перевозки в доступной форме, пользование креслом-коляской для передвижения на борту, если человек не может передвигаться самостоятельно, а также разрешение на провоз сверх установленной нормы багажа кресел-колясок и других вспомогательных устройств передвижения.

Обратите внимание, при покупке авиабилета человек с инвалидностью обязан сообщить об имеющихся у него ограничениях. Также перед посещением аэропорта можно обратиться в колл-центр и заранее предупредить, какая помощь вам понадобится. На месте можно обратиться к сотрудникам аэропорта на стойке информации.

Более подробно порядок предоставления услуг в аэропортах и на воздушных судах для пассажиров с инвалидностью установлен Приказом Минтранса России от 15.02.2016 N 24.

Как воспользоваться услугами социального такси?

Люди с инвалидностью также имеют возможность пользоваться услугами социального такси.

В Москве такие услуги предоставляются Московской службой «Социальное такси». Однако для того, чтобы воспользоваться ею, необходимо быть членом Всероссийского общества инвалидов.

Стоимость услуги – 210 рублей в час в пределах Москвы, в том числе ТиНАО и ЗелАО, в пределах Московской области — 420 рублей в час. Членам многодетных семей предоставляется скидка 50% на эти тарифы. В ВОИ можно получить специальные талоны для оплаты такси с лимитом до 15 или 30 минут.

Однако социальное такси возит только по определенному перечню адресов: на работу или на дачу, в больницу, поликлинику, реабилитационный центр, государственные службы, аэропорты и вокзалы, санатории. Полный список можно посмотреть в пункте 1.3 «Регламента оказания услуг по транспортному обслуживанию лиц с ограничениями жизнедеятельности (инвалидам) и многодетным семьям, проживающим в малоэтажном жилищном фонде города Москвы».

Информацию об услугах соцтакси в других городах, можно получить на соответствующих сайтах госорганов соцзащиты, либо в региональных организациях Всероссийского общества инвалидов.

Чем грозит нарушение транспортных прав инвалидов?

Законом установлена административная ответственность за неисполнение требований обеспечить условия для доступа людей с инвалидностью к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Нарушителям грозит штраф: в размере 2-3 тысяч рублей для должностных лиц и 20-30 тысяч рублей для юридических лиц (статья 9.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Если ваши права на пользование транспортными средствами нарушаются, рекомендуем обращаться в орган соцзащиты, который составит протокол по факту совершения правонарушения, а также в транспортную прокуратуру.

Какие есть льготы на проезд инвалидам?

Субъекты могут устанавливать льготный проезд для инвалидов на городском общественном транспорте. К примеру, в Москве действует бесплатный проезд инвалидов в общественном транспорте – автобусе, метро и так далее.

При этом льготы на поезда и авиабилеты сейчас не действуют – право на скидку 50% люди с инвалидностью имели до 2005 года. Сейчас бесплатным проездом на пригородных поездах, а также междугороднем транспорте можно воспользоваться только для поездки к месту лечения и обратно (статья 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Адвокат Олег Искаков оказывает правовую помощь гражданам и организациям в областях гражданского, уголовного, семейного и трудового права

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector