0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Льготное кредитование жилья в беларуси

Пошаговая инструкция к Указу № 240: кто и как может получить адресную субсидию на свое жилье

Указ № 240 уже вступил в силу с 7 августа. А это значит, что выделение в области адресных субсидий вот-вот начнется. Кого и как в мечте обрести свои «квадратные метры» государство поддержит рублем?

Только тот, кто состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом на погашение процентов субсидии выдадут:

  1. Льготной категории граждан, перечисленных в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений».
  2. Действующим прокурорским работникам и уже уволенным в силу возраста, состояния здоровья, а также из-за сокращения численности или штата сотрудников (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Важное значение здесь имеет выслуга лет в органах прокуратуры – не менее 5 календарных.
  3. Малообеспеченным гражданам, которые строят или реконструируют жилье в Могилевской области (на территориях Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского районов).

На погашение основного долга и части процентов субсидии выдадут:

  • многодетным семьям с 3 и более несовершеннолетними детьми;
  • молодым малообеспеченным семьям при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
  • детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей;
  • нанимателям социального жилья, которое им предоставили как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Субсидия может быть выделена, пока действует срочный договор найма такого жилого помещения.

На что будут выдавать субсидии?

  • на строительство жилья в многоквартирных и блокированных домах эконом-класса, которые включены в перечень, утверждаемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а также на строительство (реконструкцию) одноквартирных жилых домов;
  • на реконструкцию жилых помещений.

Что можно оплатить субсидиями?

1. Только часть процентов по кредиту на строительство жилья, полученному в любом коммерческом банке.

2. Часть процентов и основной долг по кредиту.

! В отличие от льготного кредита компенсации из бюджета выплатят не банку, а напрямую гражданину.

Каков размер субсидий на уплату части процентов кредита?

1. Для многодетных семей с 3 несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 2%*.

2. Для многодетных семей с 4 и более несовершеннолетними детьми – ставка рефинансирования + 3%*.

3. Многодетным семьям с 3 и более детьми в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам – ставка рефинансирования + 2%*.

*если меньшая процентная ставка по кредиту не установлена в договоре

4. другим нуждающимся в улучшении жилищных условий: ставка рефинансирования – 2%. То есть 9,5%.

Каков размер субсидий на погашение основного долга?

Только молодым и многодетным семьям, детям-сиротам:

– для многодетных с 3 несовершеннолетними детьми – 95% основного долга по кредиту;

– для многодетных с 4 и более несовершеннолетними детьми – 100% основного долга по кредиту.

– для молодых семей при рождении (усыновлении, удочерении):

  • первого ребенка – 10% основного долга по кредиту;
  • второго ребенка – 20% основного долга по кредиту.

– для детей-сирот – 35% основного долга по кредиту.

! Размер субсидии пересчитают при изменении состава семьи (сначала пересчитают базовую стоимость кредита, затем внесут соответствующие изменения в решение районного (городского) исполкома).

Поскольку сейчас Беларусбанк и Белагропромбанк для строительства жилья выдают кредиты на 20 лет под 14,5% годовых (ставка рефинансирования + 3%), на практике погашение долга этим банкам за счет адресной субсидии выглядит так:

  • многодетным с 3 детьми субсидия покроет 13,5% (ставка рефинансирования 11,5% + 2%) годовых из 14,5%;
  • многодетным с 4 детьми субсидия полностью покроет выплату годовых процентов по кредиту (14,5% годовых – 14,5% субсидия);
  • всем остальным субсидия покроет 9,5% годовых из 14,5%.

Всегда проще понять суть любого нововведения на примерах. Берем за образец разные семьи, которые могут рассчитывать на господдержку по Указу № 240, и подсчитываем: насколько в денежном выражении коммерческий кредит на жилье стал доступнее.

На какую часть жилплощади предоставят субсидии для уплаты части процентов кредита?

Пример 1. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 35 640 рублей: 20 кв. метров* x 3 человека х 660 рублей** х 90%.

Пример 2. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. Однако в собственности семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

В этом случае максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 17 820 рублей: (20 кв. метров x 3 человека – 30 кв. метров) х 660 рублей х 90%.

Пример 3. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов для данной многодетной семьи составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Пример 4. Многодетная семья с 3 детьми в порядке очереди была направлена на долевое строительство 4-комнатной квартиры общей площадью 90 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей. В собственности у семьи уже есть 1-комнатная квартира площадью 30 кв. метров.

Читать еще:  Льготный кредит на строительство жилья

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составит 46 200 рублей: (20 кв. метров x 5 человек – 30 кв. метров) х 660 рублей х 100%.

Пример 5. Многодетная семья с 3 детьми берет кредит на строительство одноквартирного жилого дома общей площадью 150 кв. метров в населенном пункте с населением до 20 тыс. человек. Стоимость 1 кв. метра дома (без учета стоимости хозпостроек) – 1000 рублей. Строительство жилого дома (без учета стоимости хозпостроек) обойдется семье в 150 000 рублей. Стоимость хозяйственных построек – 15 000 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий этой многодетной семье (без учета стоимости хозпостроек) составит 66 000 рублей: 20 кв. метров x 5 человек х 660 рублей х 100%.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидий данной многодетной семье с учетом стоимости возведения предусмотренных проектной документацией хозпостроек составит 79 200 рублей: 66 000 рублей х 20% + 66 000 рублей.

Пример 6. Семья из 3 человек, имеющая ребенка-инвалида, в порядке очереди была направлена на долевое строительство 3-комнатной квартиры общей площадью 70 кв. метров. Стоимость 1 кв. метра – 800 рублей.

Максимальная нормируемая стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье составила 35 640 рублей: 20 кв. метров x 3 человека х 660 рублей х 90%.

Однако пока квартиру строили, в семье родился еще один ребенок. А потому максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов данной семье пересчитали. В итоге она составила 47 520 рублей: 20 кв. метров x 4 человека х 660 рублей х 90%.

*20 кв. метров – норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения, установленный в подпункте 1.5 Указа №13.

**660 рублей – предельный норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенный абзацем вторым пункта 8 постановления Совета Министров от 29 декабря 2016 г. № 1113.

Елена Ивашко, «Мінская праўда», 29 сентября 2017 г.

Улучшение жилищных условий

Понятие улучшения жилищных условий прямо связано с социальной политикой государства. Еще с советских времен бытует мнение, что гражданин (семья), имеет право на определенную жилую площадь. В СССР граждане, не имеющие такого жилья, получали квартиры (реже – дома) от государства, в современной Беларуси им предлагают льготный кредит на жилье.

Что такое льготный кредит?

Льготные кредиты в современной Беларуси — это тоже реализация социальной политики государства. Больше всего льготных кредитов выдается семьям в которых растут дети (не менее 2-х), особое внимание и лучшие условия многодетным, сотрудникам силовых ведомств и некоторых госструктур.

Следует знать, что улучшение жилищных условий — не обязанность государства или организаций предоставлять жилье всем нуждающимся.

Некоторые социально уязвимые граждане, например: инвалиды, сироты, многодетные семьи, могут рассчитывать на максимальную помощь. Представители власти сами посещают таких граждан, помогают собирать и оформлять документы.

Но большинство получит только предложение воспользоваться своими льготами, а дальнейшее зависит от их личной инициативы. Они сами должны будут писать заявления в исполкомах, сообщать о появлении детей и других оснований для льгот, следить за движением очереди, искать место в строящихся домах.

Другое важное, даже определяющее, обстоятельство – права и жилищные льготы в Республике Беларусь строго регламентированы законом. Потому начинать улучшение жилищных условий следует с четкого определения своих прав и льгот.

Окончательную форму условия льготного кредита приобретают в договоре между клиентом и банком.

Кто может претендовать на улучшение жилищных условий?

Список претендентов на улучшение жилищных условий определяется несколькими законодательными актами. Основная масса льгот найдется в положениях Указов Президента РБ №13, №240, №563 и других документах.

Большинство льготников это:

  • молодые семьи (впервые вступившие в брак) с 2-мя несовершеннолетними детьми;
  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • кто не имеет жилья по месту работы (службы);
  • теперь не имеет определенного места жительства, но раньше был прописан в данном населенном пункте;
  • на чью долю в общей жилплощади приходится меньше 15 квадратных метров (в Минске – 10 м2);
  • чье жилье не соответствует техническим и санитарным нормативам;
  • кто более 10 лет живет в общежитии;
  • кто снимает жилье по договору;
  • кто живет в одной комнате с лицом страдающим туберкулезом и др. заболеваниями из списка Минздрава;
  • кто делит комнату с посторонним лицом (не родственником);
  • некоторые категории инвалидов и ветеранов;
  • некоторые молодые специалисты;
  • молодые лауреаты и стипендиаты президентских фондов.

Это не исчерпывающий список, в каждой из категории есть неопределенность, есть дополнительные основания для права на новое жилье.

Единственное общее правило – претендующие на улучшение жилищных условий не должны иметь жилье достаточной площади по месту постоянного проживания (службы, работы).

Существуют также законодательные ограничения права улучшение жилищных условий. К примеру, не будут поставлены на очередь:

  • лица, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия;
  • лица, не предоставившие пакет документов для постановки на очередь;
  • лица прописанные, но фактически не проживающие в общежитии или ином помещении, которое дает право считаться нуждающимся;
  • лица, которые уже воспользовались правом на улучшение жилищных условий, в течении 5 лет после этого.
Читать еще:  Льгота на квартплату инвалидам

Последний пункт не касается новых прав на улучшение условий в связи с появлением детей.

Для Минска и Минского района есть ограничения на 5 или 10 лет для тех, кто переехал сюда из других мест.

Кроме оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, есть законодательно определенные причины для снятия с учета. Основная масса таких ситуаций связана с изменением места жительства, работы и семейного положения. Также снимают с очереди тех, кто не предоставляет документы по запросу государственных органов. И тех, кто трижды в течение года отказался от предложенных вариантов решения жилищного вопроса.

Как получить льготный кредит на жилье?

Главное правило здесь – нуждающиеся в улучшении жилищных условий должны сами обращаться в исполкомы, писать заявления, собирать нужные документы и т.д. Некоторые нуждающиеся: сироты, инвалиды, могут рассчитывать на большее внимание, но без собственных усилий жилищный вопрос вряд ли решится.

Общий алгоритм для всех претендующих на новые квадратные метры таков:

  1. Сравнить свое положение: наличие жилья, его качество, занимаемая площадь, право собственности на него и пр., с нормами закона.

Если законодательный акт дает право на жилищные льготы – можно переходить к следующему пункту этого списка.

  1. Обратиться в исполнительный комитет по месту жительства. Написать заявление с просьбой о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Тем, кому полагается бесплатное жилье, остается ждать своей очереди. Нелишним будет периодически напоминать о себе, при необходимости – добавлять новые справки и т.п.

  1. Тем, кто имеет только право на льготное кредитование, лучше не ждать предложений, а самостоятельно искать варианты.

Важный момент – некоторые категории нуждающихся имеют право на льготный кредит на строительство жилья, некоторые могут также приобретать его за счет льготного кредита или жилищной субсидии. На практике вариантов долевого строительства больше.

  1. Определив место приобретения жилья, следует обращаться в исполком за подтверждением права на льготу и просить в банке льготный кредит на жилье.
  2. После одобрения банком заявки на кредит будущий приобретатель заключает договор с застройщиком или продавцом жилья.
  3. Банк переводит кредитные средства продавцу (застройщику), клиент становится собственником дома или квартиры и покидает ряды нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это общий путь, который проходят все получатели льготных кредитов или бесплатного жилья. Но он состоит из множества конкретных шагов, препятствий и сложных моментов.

Проще всего тем, кто «идет в общем потоке», принадлежит к какой-то большой категории льготников (молодые семьи, многодетные, сироты), или пользуются особой поддержкой государства (герои и ветераны, некоторые категории служащих). Труднее тем, кто строит частный дом в городе, покупает квартиру за счет жилищной субсидии и пр., им потребуется больше инициативы и усилий.

Разобраться во всех нюансах законодательства и практики государственной поддержки бывает трудно. Но цена вопроса такова, что лучше потратить определенную сумму на юридическую помощь, чем несколько дополнительных лет на ожидание письма от исполкома.

Льготное кредитование жилья в беларуси

Кто может получить господдержку по общей очереди:

• военнослужащие и приравненные к ним лица

• граждане, имеющие право на внеочередное получение социального жилья

• граждане, которым назначены стипендии Главы государства*

• граждане, проживающие не менее 10 лет в общежитиях, в жилье по договору найма частного жилищного фонда *

• судьи*

• граждане, осуществляющие строительство жилья в населенных пунктах до 20 тыс. чел. и в городах-спутниках*

• граждане, осуществляющие строительство жилья на территории юго-восточного региона Могилевской области *

• молодые семьи, имеющие двоих несовершеннолетних детей*

Кто может получить господдержку вне общей очереди:

• граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы*

• граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС*

• граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания*

• ветераны боевых действий на территории других государств, из числа предусмотренных в п. 1 — 3 части первой ст. 3 Закона «О ветеранах»* (внеочередное право – только по Указу № 240)

• трудоспособные совершеннолетние члены семьи умершего нанимателя социального жилья, — в течение действия договора найма

• лауреаты спец. фонда Главы государства по поддержке одаренных учащихся и студентов *

• граждане, уволенные с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению

• дети-сироты и граждане, являющиеся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, – в течение действия договора найма

* Граждане, имеющие право на получение господдержки при условии отнесения к категории малообеспеченных.

Льготное кредитование (согласно указа №13) в нашей стране осуществляется ОАО «АСБ Беларусбанк». Максимальный размер льготного кредита определяется:

· по нормируемому размеру общей площади строящегося жилого помещения;

· по стоимости 1 кв.м. общей площади строящегося жилого помещения, но не больше единого предельного норматива стоимости 1 кв.м.

· и не должен превышать 90% (для многодетных семей — 100%) стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, принимаемой в расчет для определения размера льготного кредита.

Нормируемый размер общей площади в городе Минске — 15 кв.м. на одного человека, а для многодетных семей – 20 кв.м. на одного члена семьи (при строительстве для 1 человека однокомнатной квартиры, однокомнатного жилого дома – 30 кв.м);

Читать еще:  Льготное кредитование жилья

Единый предельный норматив стоимости 1 кв.м. определяется Советом Министров, и на данный момент составляет 718 рублей; 940 рублей – для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и осуществляющих строительство (реконструкцию) в сельских населенных пунктах одноквартирных, блокированных жилых домов (квартир в блокированном жилом доме).

Например: максимальный размер льготного кредита на состав семьи 4 человека (супруги, двое детей): 15*4*718*90%=38 772 руб.

Указ № 240 был принят в дополнение к Указу № 13 для привлечения дополнительных источников финансирования строительства жилья путем вовлечения в жилищное строительство коммерческих кредитов банков.

Субсидии — это адресная государственная поддержка, которая оказывается конкретным категориям граждан путем выплаты из бюджета части процентов за пользование коммерческим кредитом. Субсидия предоставляется в безналичной форме и направляется в банк, выдавший коммерческий кредит, на погашение за гражданина части процентов или основного долга.

На погашение основного долга могут рассчитывать:

• Многодетные и молодые семьи,

• дети-сироты и граждане, являющиеся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам,

• граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды,

• инвалиды с детства I и II группы.

Условия предоставления субсидии по Указу №240 аналогичны условиям предоставления льготного банковского кредита по Указу №13.

Размеры субсидии на уплату части процентов:

— многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 п.п.;

— многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 п.п.;

— многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, а также детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 п.п.;

— иным гражданам, перечень которых указан выше — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 п.п.

Размеры субсидии на погашение основного долга:

многодетным семьям:

при наличии троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий — 95% от суммы основного долга по кредиту;

при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100% от суммы основного долга по кредиту.

молодым семьям, указанным в абзаце третьем подпункта 1.4 Указа №240:

• при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;

• при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.

детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы — в размере 50% от суммы основного долга по кредиту.

Коммерческий кредит и субсидию на его погашение можно получить в банках, участвующих в данной системе. На сегодня их 6:

· Банк Бел ВЭБ,
· Белагропромбанк,
· Беларусбанк,
· Белинвестбанк,
· БПС-Сбербанк,
· Приорбанк.

Банки предоставляют коммерческие кредиты на строительство (реконструкцию) жилья на действующих в каждом из них собственных условиях.

Пример:
Многодетной семье с 3 детьми субсидия покроет 12% (ставка рефинансирования 10% + 2 п.п.) из 13% годовых и 95% от суммы основного долга.

А если в семье 4 и более детей — субсидия полностью покроет выплату процентов по кредиту, а также 100% основного долга.

При увеличении состава семьи гражданина, являющегося получателем субсидии (субсидий), в связи с рождением детей в период осуществления строительства (реконструкции) жилья производится перерасчет максимальной нормируемой стоимости жилого помещения путем внесения изменений в ранее принятые решения на основании заявлений этих граждан.

Согласно Указу №13 семьям, в которых один из родителей после рождения второго и последующих детей находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставляется отсрочка в погашении задолженности по льготному кредиту, на период декретного отпуска.

Многодетным семьям финансовая помощь государства в погашении задолженности по льготным кредитам предоставляется в соответствии с количеством несовершеннолетних детей на дату заключения кредитного договора и оказывается в следующих размерах:

· при наличии троих несовершеннолетних детей — 75 % от суммы задолженности по выданным кредитам

· при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100 % от суммы задолженности по выданным кредитам.

Молодым семьям при рождении первого ребенка такая помощь предоставляется в размере 10% от суммы задолженности по выданным кредитам, при рождении второго – 20%.

По достижении старшим ребенком возраста 18 лет, если при этом в семье остается несовершеннолетних менее 3-х детей, право на финансовую помощь утрачивается.

10 декабря 2018 года президент подписал Указ №474 «О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений». Согласно данному Указу, первоочередное право на получение государственной поддержки установлено и для многодетных семей, воспитывающих детей-инвалидов (как это предусмотрено для многодетных семей, воспитывающих четверых и более несовершеннолетних детей)

Также этот указ определил право многодетных семей на повторное получение государственной поддержки при строительстве жилья в случае рождения детей после улучшения жилищных условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector